Сейчас Дмитрий — он же Finargot — занимается освещением крупнейших соревнований по Dota 2 в России и за рубежом, продолжает вести свой канал на Youtube и стримит игры на Twitch.

Расскажите, как началась ваша карьера блогера?

В школе мы с друзьями активно играли в различные игры, и уже тогда появилась нужда в денежных средствах. Так что я пытался зарабатывать на онлайн-играх — в частности, торговал предметами. Еще одним моим увлечением была озвучка. Как раз когда я поступил в ИТМО, выходил сериал «Остаться в живых» — я занимался его любительским переводом. Вставал пораньше и работал над этим буквально перед тем, как поехать на пары.

В 2011 году вышла Dota 2 — тогда она еще была в бета-тестировании (как и следующие два года), но быстро стала невероятно популярной. Проблема была в том, что официальной русской озвучки в то время просто не существовало, а для многих игроков это было очень актуально. Так что в 2012 мы начали делать свою, любительскую озвучку, завели канал, стали выкладывать ролики с основными персонажами и их репликами — многим это было интересно.

Dota2VO. Источник: steamcommunity.com
Dota2VO. Источник: steamcommunity.com

Тогда же мы основали сообщество «Dota2VO»: у нас был канал на Youtube, свой сайт, сообщество ВКонтакте. Мы там все время делились какой-то свежей информацией, разыгрывали ключи доступа к игре, когда она еще была в ранней бете. Делали несколько мероприятий в Санкт-Петербурге. Например, с 2013 по 2018 год мы проводили крупнейшие на то время трансляции чемпионатов мира по Dota 2. Это были трехдневные мероприятия, где помимо трансляций были розыгрыши, турниры, отдельная чилл- и игровая зоны. А на первом и втором VKfest у нас был отдельный стенд, где мы проводили турниры по Dota.

Потом ребята, с которыми мы все это делали, разбежались, и я какое-то время делал все один. Сейчас сайта уже нет, а я занимаюсь другими вещами.

А как вы стали обозревателем киберсоревнований?

В 2015 году, как раз когда я окончил магистратуру, я первый раз посетил чемпионат по Dota 2 в Германии. Я поехал туда как репортер — договорился с организаторами об аккредитации и посещении закрытых зон. Там я познакомился со многими людьми из сферы, и после этого стал посещать все важные мероприятия: в Москве, в Минске, в прошлом году ездил в Диснейленд в Париже.

Чемпионат по Dota 2 в Москве. Источник: shutterstock.com
Чемпионат по Dota 2 в Москве. Источник: shutterstock.com

Вы это делали для своего канала на Youtube или по чьему-то заказу?

По сути, я делал контент своего канала, а потом просто заключал партнерство со спонсорами, которые выделяли мне средства на поездку, на оборудование. У меня были свои юмористические рубрики, которые я создавал во время турниров — они были спонсорами этих роликов.

Но были и другие форматы взаимодействия. Например, в 2016 я ездил на соревнования в Литву для студии, которая тогда называлась Game show (сейчас она называется E TV). Периодически на каких-то ивентах вроде «Игромира» появлялся на спонсорских стендах. В целом у меня постоянно есть какие-то активности с партнерами и спонсорами. Например, на последнем VKfest я был ведущим студии по чемпионату Fortnite от VK.

Вы сразу начали зарабатывать на канале?

В течение полутора-двух лет существования канала мы не получали с него ничего. Для нас это было хобби, мы вообще не рассматривали это как вариант заработка. Только потом начали появляться различные компании, которые хотели у нас рекламироваться, предлагали неплохие деньги.

Дмитрий finargot Плюснин на DreamHack Moscow 2015. Источник: vk.com/finargotcorp
Дмитрий finargot Плюснин на DreamHack Moscow 2015. Источник: vk.com/finargotcorp

Как думаете, в чем был секрет успеха?

Сначала мы привлекли аудиторию русской озвучкой, которой просто не было. Хоть мы и были любителями, мы подошли к этому вопросу серьезно: отбирали людей, голоса которых похожи на оригинальных актеров, тщательно переводили текст.

Потом мы начали делать анимационные ролики в среде разработки Source Filmmaker от самой Valve. На каждом чемпионате мира по Dota 2 есть отдельный конкурс для таких роликов — мы несколько раз участвовали, попадали в шорт-лист, но не выигрывали. В каком-то смысле они были уникальными, потому что в СНГ-сегменте тогда делали в основном гайды по игре. Этими анимационными роликами мы тоже привлекли большую часть аудитории.

В этом году я хочу все-таки доделать анимационный сериал, который мы начали делать шесть лет назад. Думаю, многие будут рады, когда он будет готов. В общем, мы всегда пытались сделать что-то новое, необычное. Не пытались за кем-то повторять.

Сейчас я больше ушел в стриминг, потому что из-за пандемии ничего крупного в Dota не происходило, международные соревнования отменили. Я просто выпускаю ролики на своем канале как обычно, плюс я начал активно стримить на Twitch.

На Twitch вы тоже играете в «Доту»?

За последние несколько лет я немного устал от нее, поэтому сейчас у меня совсем другой контент. Например, я принес на Twitch одну настольную ролевую игру, которая сделала одна девушка из Сибири — «Бункер». Видео с этой игрой стало одним из самых просматриваемых. А сейчас я играю в популярную нынче Among us. Это что-то вроде «Мафии», но в виде компьютерной игры, действие которой происходит на космическом корабле.

Есть одна настольная игра, которую я периодически стримлю — «Колонизаторы». В нее я играю достаточно серьезно: в прошлом году мы с моим другом выиграли чемпионат России по ней, ездили на чемпионат мира в Германии.

«Колонизаторы». Источник: youtube.com
«Колонизаторы». Источник: youtube.com

Вы не устаете от такого количества игр в своей жизни?

Конечно, устаю. Сперва кажется, от чего тут можно устать: сидишь дома, физической нагрузки как таковой нет. Но я, скорее, начал уставать от того, что слишком много на себя взял. У меня был youtube-канал, параллельно с ним сайт, сообщество ВК и прочее. Какие-то полномочия я делегировал, но полного доверия к людям, которых я знал только онлайн, не было никогда, поэтому в основном я все делал сам. Мозг периодически был готов взорваться, потому что сложно было удержать все те дела, которые надо было сделать. Сейчас я стараюсь брать перерывы, исчезать на пару дней из эфира — чтобы не перегореть.

Но вообще, конечно, когда не только тебе нравится то, что ты делаешь, но еще и людям заходит — это двойной кайф.

А ездить по мероприятиям не надоело?

Посещение мероприятий — это отдельная история, потому что все-таки чемпионаты по «Доте» стоят на ступень выше всех остальных киберспортивных ивентов в мире. Потому что там всегда и призовые фонды самые большие, и организовано все на высшем уровне. Самое лучшее мероприятие, которое я посетил, было в Москве — как странно бы это не казалось.

Теперь я каждый год езжу на чемпионат в Москве. Я очень хорошо знаю организаторов, знаю команду RuHub, которая занимается комментированием чемпионатов и аналитикой по игре. Поэтому да, я каждый раз езжу. Плюс у меня есть спонсоры, которым интересно, чтобы я снимал там какой-то авторский контент. Таких репортажных роликов, которые освещают мероприятие, достаточно много, а я ставлю себе задачу снимать что-то необычное и интересное. Например, к последнему ивенту я сделал свою интерпретацию игры «Alias» под «Доту» — и посадил играть в нее игроков, комментаторов, аналитиков. Теперь этот формат с моего согласия подхватили ребята из RuHub.

Дмитрий finargot Плюснин. Источник: социальные сети
Дмитрий finargot Плюснин. Источник: социальные сети

Вы когда-либо работали по специальности?

У меня были подработки. Но к моменту окончания учебы я уже получал хорошие деньги со своего канала.

Как вы оцениваете ― пригодилось ли вам образование?

Образование мне очень сильно пригодилось, и не только в плане программирования. Программировать мне все равно периодически нужно, например, когда надо сделать свой сайт. С моим лучшим другом, с которым мы вместе учились — и он, в отличие от меня, стал программистом на фултайм — мы периодически делаем какие-то проекты. Например, сейчас разрабатываем модификацию для «Доты», делая, своего рода, аналог Among Us.

Плюс, на последних курсах бакалавриата были разнообразные предметы, которые учили, как правильно вести деловые отношения с клиентами или заказчиками.

А почему вы пошли на компьютерные технологии и управление, как выбирали факультет?

По сути, я выбрал эту специальность еще в 10 классе. Моя мама настаивала либо на ИТМО, либо на КИТ (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) — потому что я увлекался кино. Но я решил, что мне не нравится то, что происходит с кинематографом в России, так что пошел туда, к чему больше лежало сердце.

Университет ИТМО
Университет ИТМО

Программировать я научился еще в школе — я заканчивал физмат-лицей, информатику там преподавали на очень высоком уровне. Вообще, изначально я планировал поступить на факультет безопасности информационных технологий, и поэтому пошел писать олимпиаду ИТМО по математике. Но мне не хватило одного балла до диплома первой степени, а диплома второй степени не хватало, чтобы поступить. Так что я пошел на КТУ.

Не пожалели?

Ни в коем случае. Узнав об обоих факультетах побольше, я подумал, что сделал правильный выбор. У меня было лишь небольшие проблемы с одним предметом на первом курсе — «Базовая ЭВМ». А в плане программирования все было нормально — я даже помогал своему другу делать лабораторные по C#. Все четыре года обучения были прекрасные, как по мне. Просто потом я к этому немного остыл.

Почему вы решили поступить в магистратуру?

Я решил, что если я в будущем все-таки захочу работать по специальности, мне будет проще это сделать с законченной магистратурой. Тогда у меня уже был канал, но я не был уверен в том, что я буду заниматься этим в ближайшие пять лет. Думал: мало ли что случится, вдруг не сложится.

Репортаж Дмитрия finargot Плюснина на SLTV StarSeries XI. Источник: vk.com/finargotcorp
Репортаж Дмитрия finargot Плюснина на SLTV StarSeries XI. Источник: vk.com/finargotcorp

Сейчас вы так не думаете?

Периодически задумываюсь об этом. К примеру, на Youtube у меня сейчас все не так хорошо, как было раньше. Но зато появился Twitch — однако очевидно, что это тоже не навсегда.

Так что я примерно прикидываю варианты, чем бы я мог заниматься в будущем. Но на счет программирования я уже не уверен. Скорее, это все равно будет связано с той сферой, в которой я обитаю сейчас. У меня есть и знакомства, и предложения работать — к примеру, мне как-то предлагали стать директором студии комментирования по Dota2. То есть двери в принципе открыты.

Вообще, я скорее вижу себя тем, кто будет генерировать идеи, давать задачи, придумывать проекты. Возможно, это будут какие-то стартапы. Например, с другом мы периодически пытаемся делать какие-то проекты, которые потенциально могут выстрелить.