На карте каждого города отмечено не более 15 достопримечательностей, при этом у каждого места есть своя историческая ассоциация. Например, на карте Санкт-Петербурга разные объекты выделены разными цветами, и каждый цвет соответствует определенной тематике: «Александр Пушкин», «Северная Венеция», «Федор Достоевский», «Российская империя». В Волгограде есть всего одна тематика – «Вторая Мировая война», а в Москве все достопримечательности отнесены к тематике «СССР». То есть сразу показывается причастность туристических мест к каким-либо событиям или историческим личностям, которые наиболее всего известны мировой общественности. Таким образом, у гостя сразу возникают определенные ассоциации с разными местами, что еще больше упрощает осмотр города. У каждой точки на карте есть описание, составленное на основе общедоступной информации.
«Конкретный маршрут посещения люди могут составлять самостоятельно. Мы решили не ограничивать пользователей заданной очередностью посещения мест для знакомства с городом. В зависимости от того, где люди живут, им будут удобны разные начальные точки и последовательности их посещения. Мы сделали акцент именно на том, чтобы облегчить поиск интересных достопримечательностей, и надеемся, что карты будут полезны болельщикам и туристам, которые, впервые приехав в город, принимающий ЧМ-2018, захотят узнать больше о самом городе, его культуре и истории», – прокомментировал Александр Вишератин.
Матчи Кубка мира по футболу примут Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Екатеринбург, Самара, Саранск, Казань, Ростов-на-Дону, Калининград. Официальный сайт чемпионата предлагает болельщикам списки достопримечательностей, которые стоит посмотреть в каждом городе. Но минус этих списков в том, что объекты в них сгруппированы по категориям и охватывают не только сам город, но и близлежащие окрестности, отметили разработчики из Института наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО. То есть гостю нужно потратить дополнительное время, чтобы составить интересный маршрут всего на один день. Туристические порталы могут помочь в этой задаче, но они, как правило, не предлагают готовых маршрутов. Можно воспользоваться услугами турагентств, но они возят туристов лишь по стандартным, «приевшимся» местам, которые не учитывают места, популярные у местных жителей.
Для решения этой проблемы исследователи Университета ИТМО разработали метод построения туристических маршрутов, включающих в себя все наиболее важные места в городе. Предложенный метод позволяет автоматически генерировать маршруты на основе данных о популярных туристических местах из TripAdvisor, важных культурных объектах из Wikipedia и данных социальных сетей, представляющих информацию об активности местных жителей и гостей города: Foursquare, Instagram, Facebook.
Достопримечательности для карт выбирались автоматически, методика выбора основана на решении задачи ориентирования (orienteering problem) – класса задач, посвященного построению оптимального пути между двумя точками при ограниченном временном бюджете. При этом алгоритм учитывает несколько критериев оценки места, и на основе этого анализа локация с высшей оценкой добавляется в маршрут. Во-первых, оценивается популярность конкретного места, а также его оценка пользователями в социальных сетях. Во-вторых, учитывается удаленность объекта от предыдущей и конечной точки маршрута, таким образом приоритет отдается тем местам, которые находятся в непосредственной близости к маршруту. И, в-третьих, учитывается, насколько те или иные места связаны со знаковыми историческими личностями или событиями города.
«Конечной целью нашего исследования является создание не просто маршрутов, содержащих ключевые места в городе, но создание по-настоящему удобных пешеходных экскурсий, – поясняет Ксения Мухина, автор исследования, аспирант кафедры высокопроизводительных вычислений. – Далеко не в каждом городе все важные места находятся рядом и так, чтобы их можно было обойти за один день. Мы ввели в функцию оценки дополнительный динамический коэффициент, который дает приоритет локациям, находящимся ближе к тем, что уже включены в маршрут. Таким образом, в результате мы получим лучшие места, находящиеся рядом друг с другом».
Полученные автоматические маршруты исследователи сравнили с уже существующими пешеходными экскурсиями, которые предлагают различные ресурсы. Опрос, проведенный учеными показал, что маршруты, созданные с помощью алгоритма, являются более привлекательными, чем подготовленные экспертами: до 84 % опрошенных предпочитали автоматические маршруты.
«Маршруты, построенные нашей системой, являются общими и хорошо подходят для первоначального знакомства с городом. Однако создание тематических маршрутов — это отдельная задача, в которой автоматические алгоритмы пока проигрывают экспертам, – подводит итоги Ксения Мухина. – Но, думаю, в ближайшем будущем эта сфера будет активно развиваться, и мы увидим много прорывных решений в области смарт-туризма».
Карты достопримечательностей для всех городов, принимающих Чемпионат мира, доступны на сайте проекта. Для тех, кто захочет взять с собой бумажные карты, также доступны готовые для печати версии карт в формате PDF.