По пунктам:
- Кто вы — бизнесмен или предприниматель?
- Кто в вашей команде?
- Зачем создавать стартап?
- Где искать идеи для стартапа?
- В чем продукт?
- Как проверять гипотезы?
- На какой рынок выходить?
- Какую бизнес-модель выбрать?
- А что насчет экономики стартапа и инвестиций?
- Где вы №1?
Кто вы?
Для начала нужно определиться, какая роль вам больше подходит — бизнесмена или предпринимателя. Бизнесмен — это человек, который покупает готовый бизнес или создает его на основе уже действующих бизнес-моделей. Предприниматель занимается продажей новых идей и использует новые способы заработка. Для него важно выражать себя и разрабатывать новые товары и услуги. Поэтому существует даже такое понятие, как «серийный предприниматель» — это человек, который постоянно создает бизнесы и продает их.
Бизнес и стартапы — не одно и то же. Изначально у бизнеса есть стратегия, и для решения точечных проблем используются готовые тактические ходы. Стартап — это постоянный поиск новых вариантов и тактических ходов для выработки стратегии. Например, у предпринимателя есть большое количество идей, но он не знает, какие из них будут успешны на рынке, поэтому ему приходится постоянно придумывать что-то новое и тестировать гипотезы.
Кто в вашей команде?
Основать и развивать стартап одному сложно. Поэтому в команде должны быть еще несколько специалистов с разными компетенциями, которые разделят между собой обязанности. Например, помимо лидера команды, должны быть люди, которые будут придумывать новые идеи, продумывать, что нужно для их реализации, прорабатывать маркетинговый план и решать финансовые вопросы. Но также важно, чтобы у команды был наставник. Он поможет ей избежать ошибок и ускорить развитие стартапа.
Зачем создавать стартап?
Когда вы поняли, что хотите заниматься именно стартапами, пришло время ответить на вопрос: «Зачем вам это нужно?». У каждого человека могут быть разные причины: создать продукт или услугу, чтобы решить свою боль, помочь другим людям или окружающей среде, превратить свои интересы в прибыльное дело или даже прославиться. Выберите то, что ближе именно вам.
Где искать идеи для стартапа?
Есть несколько вариантов, где можно найти жизнеспособные идеи:
- Перенять идеи у успешных компаний и адаптировать их под свое дело.
- Найти, где могут пересекаться ваши увлечения и бизнес. Здесь вам поможет японская философия «икигай» («икигай» в переводе с японского языка — «смысл жизни», он объединяет в себе страсть (то, что вы любите), работу (то, в чем вы сильны), призвание (то, за что вам платят) и миссию (то, что нужно людям) — прим. ред.).
- Превратить вашу существующую работу в стартап.
- Присоединиться к глобальному рынку. Например, придумать новый аксессуар для уже известного бренда.
- Решить проблему сообщества, в котором вы состоите. Один из вариантов — создать приложение для поиска свободных парковочных мест для автомобилистов.
- Узнать о проблемах, общаясь с новыми людьми, клиентами, партнерами или знакомыми.
Также вы можете почерпнуть вдохновение, просматривая технологические тренды в цикле зрелости технологий (Hype Cycle), который публикует исследовательская компания Gartner. Вдобавок можете ориентироваться на потребительские тренды и актуальные направления развития проектов. Сейчас к ним относится EdTech, искусственный интеллект и кибербезопасность, «умный» город, гигономика, виртуальная и дополненная реальность и так далее. Еще один источник идей — 17 целей в области устойчивого развития, которые разработала Генеральная ассамблея ООН. В них входят ликвидация нищеты, голода, борьба с изменением климата и многое другое.
Сформулировать идею вам поможет методика SCAMPER и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). При этом нужно понимать, какую конкретную проблему вы хотите решить с помощью идеи. А проверить себя можно по следующей формуле, в которую нужно вставить свои данные: «Моя компания помогает решать конкретному клиентскому сегменту конкретную проблему с помощью конкретного ценностного предложения. Сейчас эту проблему решают вот так и тратят столько денег. Основное преимущество моей компании вот такое».
В чем продукт?
После того, как вы определились с идеей, нужно решить, какой продукт и какой аудитории вы будете предлагать, по какому каналу коммуникации вы будете это делать и какой посыл при этом будете использовать. Ведь один и тот же продукт можно продавать разным людям, но при этом для каждой группы потребителей он будет представлять разную ценность.
Затем нужно понять, как отстроиться от конкурентов и сделать свой продукт заметным и привлекательным среди других. Это можно сделать несколькими способами:
- Повысить стоимость переключения клиентов с вас на конкурентов. Для этого можно ввести систему бонусов или лояльности, чтобы уменьшить стоимость вашего продукта или услуги для потребителей.
- Создать сетевой эффект. Вы можете создать бизнес, который будет закрывать все потребности какой-либо группы. Например, в вашем магазине любители играть в хоккей смогут купить всё необходимое.
- Обеспечить самую низкую себестоимость.
- Создать узнаваемый бренд.
- Выбрать узкую нишу или специализацию, в которой мало конкурентов.
- Создать лучшую команду на рынке.
- Добиться эксклюзивного актива — завладеть уникальными товарами для своей компании, которых ни у кого нет.
- Стать эксклюзивным автором, производителем, издателем или дистрибьютором.
Как проверять гипотезы?
Перед тем, как выпускать продукт на рынок, нужно проверить, как те или иные действия повлияют на запуск проекта с помощью гипотез. Например, стоит ли сразу делать мобильное приложение для продвижения проекта или лучше ограничиться лендингом? Для проверки гипотез можно воспользоваться циклом HADI. Сначала вы формируете гипотезу (H — Hypothesis), затем производите действие (A — Action), собираете полученные данные воедино (D — Data), а в конце анализируете и делаете вывод (I — Insights). Иногда к элементам цикла HADI добавляются Resources (R)— ресурсы, которые понадобятся для проверки гипотезы.
На какой рынок выходить?
Есть четыре типа рынка. В первом случае на нем уже существуют несколько крупные инвестиционные игроки, один из примеров ― компании «Ситимобил» и «Яндекс.Такси» на российском рынке такси. Второй тип — это зрелый и устоявшийся рынок с одним и несколькими естественными монополиями в конкретной сфере вроде крупнейшего в мире производителя палладия «Норникель». Оба варианта могут не подходить начинающим игрокам, поэтому им лучше попробовать себя на других рынках ― например, на таком, который существует достаточно давно, но на нем еще нет явных лидеров, или на совершенно новых рынках со множеством мелких компаний и стартапов. Там молодые предприниматели могут протестировать свои идеи и продукты.
Какую бизнес-модель выбрать?
На сегодняшний день существует до 50 действующих бизнес-моделей, но наиболее популярны из них только четыре, с помощью которых можно заработать:
- «Купи-продай». Вы покупаете готовый товар и продаете его кому-то другому.
- Производственная. Она похожа на предыдущую, но вам нужно сначала создать товар самостоятельно, а затем продать.
- Рекламная. В рамках этой модели вы зарабатываете за счет размещения рекламы.
- Маркетплейс. Это онлайн-площадка, которая объединяет продавцов и покупателей.
А что насчет экономики стартапа и инвестиций?
После того, как вы выбрали подходящую бизнес-модель, нужно провести юнит-анализ — рассчитать доходы и расходы на одного покупателя. Это поможет ответить на несколько вопросов. Во-первых, сколько нужно привлечь клиентов в месяц, чтобы покрыть постоянные расходы — это и аренда офиса, и коммунальные платежи, зарплата работникам и так далее. Во-вторых, сколько нужно продать продуктов человеку, чтобы стоимость продаж была выше стоимости привлечения покупателя. Наконец, сможет ли используемый канал дать вам нужный объем продаж.
После юнит-анализа можно искать клиентов, которые принесут вам первую прибыль. Но если вам не хватает инвестиций, участвуйте в акселерационных и грантовых программах. А чтобы масштабировать свой проект, расскажите о нем инвесторам. Но при этом у вас уже должен быть MVP, готовая команда и первые продажи.
Где вы №1?
Но чем бы вы ни занимались — продумыванием идей или тестированием гипотез, важно делать не так, как это делают ваши конкуренты, а быть первым. К примеру, чем быстрее вы выведете продукт на рынок, тем быстрее получите обратную связь от потребителей, чтобы изменить свой товар или услугу и сново протестировать его. Если ваши действия оказались удачными, вас начнут копировать — это хороший знак. За это время вашему стартапу нужно успеть еще больше отстроиться от конкурентов, чтобы вырваться вперед.
Тренинги предпринимательских компетенций ― часть проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Мероприятия проходят в шести городах России ― на таких встречах студенты могут узнать, как создать свою идею технологического стартапа, оценить рынок, построить бизнес-модель, привлечь инвестора, построить команду и многое другое. Спикерами выступают предприниматели, преподаватели soft skills, психологи, эксперты по ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета в малом бизнесе, бизнес-консультанты и другие специалисты. Среди поставщиков тренингов ― РВК, ИТМО и стартап-студия «Открытые инновации».