Интеллектуальный турнир для сотрудников ИТМО «Что? Где? Когда?» организован по лицензии телевизионной игры и правилам клуба знатоков 1989 года. Поэтому основные правила оригинальной игры сохранены — знатокам нужно за минуту найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. А помочь им в этом должны эрудиция и логика. За каждый правильный ответ команда знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде телезрителей.

Но были и отличия от традиционного формата: в первые две игры участники самостоятельно формировали команды, затем игроков перемешивали и распределяли случайным образом. В финале выступили только те команды, которые прошли по результатам предыдущих игр.

«Основная задача, которую мы ставили перед собой — объединить сотрудников всех подразделений и мегафакультетов за общими столами, чтобы познакомить их друг с другом и вовлечь в коммуникацию независимо от их задач и позиций в университете. Кроме того, “Что? Где? Когда?” — это, прежде всего, командная, а не индивидуальная игра.“Взять вопрос” здесь можно только сообща, а не основываясь лишь на одной теории капитана. Это тоже способствует единению», — рассказала одна из организаторов игры, менеджер Центра рекрутинга и внутренних коммуникаций ИТМО Екатерина Стенина.

Игра объединила как молодых сотрудников и студентов, так и преподавателей, которые смотрят телевизионный турнир «Что? Где? Когда?» со времен его основания. Опыт у  знатоков тоже оказался разный: кто-то пришел на игру впервые, а кто-то играет в «Что? Где? Когда?» на протяжении десятков лет, как одна из участниц, кандидат физико-математических наук Алена Иванова.

«Свой первый спортивный ЧГК я отыграла, когда мне было 11 лет — сейчас у меня за плечами 21 год игры, этот опыт, безусловно, помог и на этом турнире. Вопросы в финале стали сложнее, чем были в отборочных турах. И это здорово, потому что чем сложнее вопросы, тем интереснее их раскручивать. Меня очень порадовало, как играла наша команда — каждый внес свою лепту, и это ценно, даже если мы не могли найти правильный ответ», — рассказала участница игры, научная сотрудница лаборатории квантовых коммуникаций и кандидат физико-математических наук Алена Иванова.

Алена Иванова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Алена Иванова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Всего турнир включал две серии игр и мастер-класс. Финальный этап, по итогам которого стали известны победители, состоялся 15 декабря. За весь период проведения турнира знатоками стали около 200 сотрудников ИТМО, а в финал вышли 9 команд. По итогам заключительной интеллектуальной битвы победила команда помощника первого проректора Алексея Лизунова — все участники получили памятные значки. В команду вошли администратор библиотеки Александр Луков, ведущие менеджеры ИТМО Мария Дедовец и Аркадия Савченко, директор мегафакультета наук о жизни и центра рейтинговых исследований Илья Куфтырев, менеджер ИТМО Дарья Кушнерева.

«В “Что? Где? Когда?” я играю с 2004 года и в свое время был чемпионом среди вузов за свой университет. Потом у меня был большой перерыв, а сейчас я снова пришел поиграть. Мне кажется, секрет нашего успеха в хорошей коммуникации — у нас очень дружная команда, мы не давим друг на друга и никогда не молчим. Мы играем в разные игры в своей жизни, но радость от победы в “Что? Где? Когда?” особенная — интеллектуальная победа приносит больше эмоций, чем спортивная», — рассказывает Алексей Лизунов.

Алексей Лизунов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Алексей Лизунов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Лучшим игроком был признан студент магистерской программы «Анализ культурных данных и визуализация», ментор в ИТМО Федор Кондрашов — он стал обладателем статуэтки совы.

«Я люблю смотреть телевизионную игру "Что? Где? Когда?", и поэтому как только узнал, что в ИТМО проходит турнир среди сотрудников, сразу рассказал коллегам. Мы пришли командой, внезапно выиграли отборочную игру и прошли в финал. Пусть меня и признали лучшим игроком, я все же считаю, что победила команда, так как мы вместе набрали больше всего баллов», — говорит Федор Кондрашов

Одним из «героев» вечера стал ковер, который принес на игру ведущий Михаил Мун. Его он выиграл на чемпионате по брейн-рингу в Баку в составе сборной России. В ИТМО этот трофей оказался неслучайно — именно ковер стал ответом на один из вопросов, который звучал так: «Художник из Азербайджана говорит, что с детства понимал, как пиксели складываются в изображение. Что ему в этом помогло?». Команда Алексея Лизунова, взявшая вопрос и выигравшая турнир, теперь считает ковер своеобразным талисманом, который и помог им добиться победы.

Команда Алексея Лизунова со своим талисманом — ковром из Баку, который принес на игру знаток Михаил Мун. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Команда Алексея Лизунова со своим талисманом — ковром из Баку, который принес на игру знаток Михаил Мун. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Напоследок мы предлагаем и вам попробовать себя в роли знатока и подумать над самыми интересными, по мнению участников, вопросами.

Вопрос: Господин ___, знаете, что на сербском означает МАРАМА? Это платок, шаль. А что по-испански значит МАРРАНО? Это свинья. Интересно, что оба слова восходят к одному и тому же корню. Внимание, вопрос! Назовите еще одно слово, происходящее от того же источника, но на этот раз лишенное приставки.

Ответ: Платок запрещено снимать, свинью запрещено есть, ну а ГАРЕМ запрещено посещать посторонним. Все эти слова происходят от арабского махарамма — запрещать.

Вопрос: Водородные военные дирижабли во время Первой мировой войны часто летали на больших высотах, чтобы быть недосягаемыми для вражеской артиллерии. На случай полета в облаках немцы изобрели спускаемую на тросе корзину. Находящийся в ней офицер по телефонной связи корректировал курс судна и отдавал команды на сброс бомб. Внимание, вопрос! Почему многие члены экипажа любили такую работу?

Ответ: Корзина была единственным местом, где разрешалось курить.

Вопрос: Коллеги полагали, что у режиссера ничего не получится, потому что осветительная аппаратура не позволит осуществить новаторский замысел. Режиссер нашел простое решение — снимать в холодном помещении. Внимание, вопрос! Назовите главную, а может и не главную, героиню этого фильма.

Ответ: «Пластилиновая ворона». Александра Татарского уверяли, что от тепла ламп пластилин расплавится. Главную героиню трудно назвать точно, ведь она «ворона, а может быть, собака, а может быть, корова»…