В рамках международного фестиваля Unreal Fest для участников и гостей организовали деловую, развлекательную и образовательную программы, выставку технологий и зону для детей. Свои доклады слушателям представили основатель сервиса дополненной реальности 1Reality и один из организаторов феста Дмитрий Статовский, глава первой в России Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова, сооснователь компании-производителя очков VR Boxglass Игорь Мельников и другие эксперты индустрии. Гостей фестиваля развлекали гонками дронов, давали возможность ощутить себя в виртуальной реальности на любой вкус, кормили необычной едой. Многие также смогли оценить восстановленную ферму авторства архитектора Юлия Бенуа.
Одной из самых посещаемых зон феста стала площадка Университета ИТМО. Очереди выстраивались, чтобы порисовать 3D-ручками, посмотреть видео, снятое командой Video360Production, и поиграть с роботами. Здесь также представили свое ноу-хау молодые ученые НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО. В основе их разработки, посвященной поведению толпы, лежит мультиагентная модель, которая дорабатывается с помощью данных, собранных учеными в Индии во время праздника Кумбха-Мела и на VK-фесте. Модель включает в себя классификацию людей по возрастам, социальной принадлежности и другим параметрам. Это хорошее подспорье для обучения, например, волонтеров: для них проигрывают некий сценарий поведения толпы людей, под который они должны подстроиться, — за процессом можно не только наблюдать, но и управлять им.
«Основная суть нашего демо-стенда в том, что люди могут попасть в виртуальном пространстве в реальных индийский храм, где весной мы проводили исследования в рамках праздника Кумбха-Мела. За месяц фестиваля поток людей варьируется от 50 до 100 миллионов человек. С помощью VR-очков можно попасть в этот храм, и один человек может ходить по территории храма и направлять потоки людей, а другой может быть своеобразным крауд-менеджером: смотреть на всю картину в общем и давать некоторые рекомендации. Так, человек, находящийся в виртуальной реальности может видеть появляющиеся отметки на территории и выполнять ряд задач», — пояснил руководитель группы научной визуализации НИИ НКТ Университета ИТМО Андрей Карсаков.
Костюм из области фантастики
Посетителей Сада Бенуа удивили молодые ученые из Москвы, создавшие костюм-нейроинтерфейс, который позволяет считывать и воспроизводить движения и ощущения. Он взаимодействует с мышцами и кожными рецепторами, фиксирует мышечную активность и воспроизводит определенные движения.
«Идея такого проекта появилась в ходе моей реабилитации, когда я, занимаясь музыкой, случайно перерезала себе нерв и потеряла возможность двигать рукой. Я училась на биолога и вместе с командой инженеров занималась разработкой медицинских приборов. Чтобы помочь мне, мы совместно создали прототип, который позволил считать движения одного человека и воспроизвести их на меня. Так, за 21 день я научилась играть на контрабасе. Применяя технологии VR и развивая проект дальше, мы создали целый костюм, не только считывающий и воспроизводящий движения, но имитирующий тактильные ощущения — тепло, холод, прикосновения», — рассказывает CEO компании, биолог Ольга Левицкая.
По словам Ольги, технология основана на методе воздействия на нервы подобными нервными импульсами. На самом костюме есть много контактных точек, а ткань является тем датчиком, который передает через кожу импульсы нервам с помощью системы модулей гибких плат. Сам костюм пришлось полностью делать самостоятельно, привлекая профессионалов: ранее подобные задачи выполнялись только в аэрокосмической индустрии, чтобы затормозить процесс атрофии мышц космонавтов в условиях невесомости. Как отмечает разработчик, не стоит путать технологию с костюмом Tesla Suit, так как московский стартап более проработан. Сейчас в команде около 30 человек из разных стран.
AR для школ и лафхаки
Сооснователь компании Arloopa Арман Атоян посоветовал специалистам в области VR создавать разработки для сферы образования: в ней, по его словам, кроются успешные бизнес-кейсы. Так, на создание одного из продуктов бизнесменов вдохновила музыкальная книжка о динозаврах, которая озвучивала каждую рептилию при нажатии кнопки. Они решили усовершенствовать технологию: при наведении на животных камеры смартфона из книги на экран выбегал реалистичный динозаврик, издающий разные звуки и характерно двигающийся. Кроме того, разработчикам понравилась идея визуализировать физические законы и астрономические явления. Например, с помощью той же камеры смартфона или планшета с установленным приложением картинка со схемой солнечного затмения становилась объемной и куда более понятной, чем обычная иллюстрация.
В свою очередь, Валерия Холодкова, представитель компании EligoVision, рассказала о том, как дополнительную реальность можно применять в образовательной сфере. По ее словам, большинство предпринимателей боятся встраивать свои технологии в достаточно консервативную и сложную отрасль, однако она и ее коллеги решили попытать счастья на этом поприще. В итоге компания смогла внедрить в ряд школ конструктор дополненный реальности, который также может применяться для маркетинговых целей. Как отмечают разработчики, это очень простой конструктор, в который можно загружать тексты, модели, слайды, видео, картинки, звуки и всю ту медиатеку, которой пользуется современный учитель. При этом данный инструмент будет понятен любому учителю, который умеет включать и выключать компьютер. Кроме того, школам предлагают уже реальные проекты, загруженные в конструктор, с которыми можно работать — модернизировать и видоизменять их. Например, в рамках одного из мероприятий старшеклассник за пару месяцев работы в 3D-Max сделал модель средневекового города, увлекшись нововведением. Школьникам легче изучать такие предметы, как математика, биология, география, химия и физика, с помощью дополненной реальности, а учителя всегда их поддержат, отмечает Валерия Холодкова.
«В школы мы вошли через учителей и учеников, не став обращаться к директорам, которые не всегда заинтересованы в подобных предложениях. Реально интересующиеся всем новым дети — это евангелисты технологий. Вы бы видели, как у них горят глаза, когда они начинают работать с конструктором. У них огромное количество идей, и они всегда стараются воплотить их в жизнь», — делится представитель компании EligoVision.
Спикер также поделилась советами, которые пригодятся новаторам для внедрения технологий. По ее словам, первым делом не стоит бояться предлагать разработки целевой аудитории, несмотря на сложившиеся стереотипы. Во-вторых, стоит быть терпеливыми: мало что «выстреливает» с первого раза, но уверенность в своем продукте и его эффективность рано или поздно приносят плоды. Третий лайфхак, к которому стоит прислушаться стартаперу и бизнесмену, состоит в том, что с клиентом нужно проводить как можно больше времени. Им стоит подробно объяснять технологию, отвечать на все вопросы, адаптировать разработки под их нужды, и тогда колесо Фортуны обязательно повернется.
Редакция новостного портала Университета ИТМО