Перед началом нового учебного года сотрудники департамента образовательной деятельности Университета ИТМО провели интенсив по смешанному обучению, который позволит преподавателям более легко и эффективно войти в новый формат преподавания.

В мероприятии приняли участие более 300 человек — 100 самых активных и целеустремленных получили сертификат о повышении квалификации, подтверждающий их цифровые компетенции.

Церемония вручения сертификатов участникам онлайн-интенсива
Церемония вручения сертификатов участникам онлайн-интенсива

На торжественном вручении сертификатов всех участников лично поздравили организаторы интенсива и первый проректор Дарья Козлова, которая подчеркнула важность такого рода тренингов, направленных на развитие как компетенций преподавателей, так и на укрепление горизонтальных связей.

«Мы обсуждали в рамках ученого совета, ректората, что задача повышения роли, статуса преподавателя — это именно то, чем мы должны заниматься в этом учебном году. И это именно то, на что мы будем тратить свои силы и ресурсы в ближайшие несколько лет. Больше мероприятий на развитие, больше открытых занятий, больше форматов тимбилдинга — на все это мы готовы тратить ресурсы. Мы должны придумать механизмы поддержки преподавателей. Мы понимаем, что сильные преподаватели и сильные студенты — это тождественные понятия. Это действительно новый для нас кейс, но очень интересный, и мы будем и дальше его тиражировать», ― сказала она.

Дарья Козлова
Дарья Козлова

Также корреспондент ITMO.NEWS пообщался с участниками интенсива и узнал, что дала им эта неделя, чему они успели научиться, как планируют применять новые навыки в своей преподавательской практике и насколько лично им было сложно перейти на дистанционный формат обучения.

Илья Государев

доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники, руководитель образовательной программы «Веб-технологии»

Илья Государев
Илья Государев

Во-первых, я не так давно работаю в Университете ИТМО, и для меня очень важна социализация и создание новых конструктивных контактов, вливание в ту атмосферу, которая сразу бросается в глаза в ИТМО. Мне он представляется таким первичным бульоном, в котором зарождаются стартапы, инициативы, связи, мероприятия, научные идеи. Сначала это шокирует, и чтобы начать в этом разбираться и принимать участие, нужны контакты. И такой интенсив для меня — прекрасный шанс эти контакты создать.

Кроме того, я всегда занимался внедрением информационных технологий в образование, и мне было очень важно встретить коллег, которые занимаются тем же на уровне целого вуза, — увидеть их опыт и постараться, по возможности, внести что-то свое.

Пару лет назад я уже участвовал в ITMO.Experts и проводил собственный мастер-класс, но в этот раз у меня было мало времени, ведь я стал руководителем образовательной программы. Но надеюсь, что мне снова удастся стать спикером и поделиться с коллегами своим опытом.

ITMO.EXPERT
ITMO.EXPERT

Самым полезным для меня стало целостное и систематическое представление о том, как у нас в университете внедряются информационные технологии, как у нас на новый уровень выходит интеграция технологий на разных уровнях образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. У меня появилась возможность использовать знания и опыт, которые здесь транслировались, применить на очень широкой подборке студентов.

Для меня переход на дистанционное образование не стал каким-то сюрпризом или новшеством, ведь я давно занимаюсь этой темой, и веб-технологии, которые я преподаю, как раз и являются той платформой, на которой все это работает. Просто раньше такие практики были фрагментарными, а теперь они повсеместны и постоянны. Поэтому сложностей и особых открытий для меня не было. Скорее, есть очевидное накопление опыта и его переход на качественно новый уровень, когда это уже становится мастерством — в том числе через конструктивное и эффективное взаимодействие с коллегами, которые делятся этим опытом.

Елена Кипрушкина

доцент факультета биотехнологий, руководитель образовательной программы «Качество и безопасность пищевых продуктов»

Елена Кипрушкина
Елена Кипрушкина

Все-таки мы работаем в IT-вузе — инновационном и активно развивающемся, поэтому не применять современные технологии в педагогике просто невозможно, тем более в нынешней ситуации.

Я, к сожалению, не имею базового ИТ-образования и не столь активный пользователь новых технологий, поэтому для меня очень многое было новинкой, особенно продуктивные инструменты, которыми уже пользуются и студенты, и преподаватели. Я думаю, использовать их будет очень эффективно, и теперь мне очень интересно создать курс на их основе. У меня возникли совершенно новые идеи по разработке новой дисциплины — и это не просто мысли, а именно желание. Ощущение, как-будто просто открылось новое дыхание. Хочется создать что-то новое, что будет интересно и педагогу, и нашим студентам, чтобы все выиграли от этого процесса.

Поскольку я руководитель образовательной программы, мне приходилось принимать экзамены в дистанционном формате, поэтому тот же Zoom мы с коллегами освоили в совершенстве. Это уникальный инструмент, к которому сначала все относились с опаской, а теперь искренне полюбили — теперь жизнь без него не представляется возможной.

Дарья Мартынова

ассистент ФТМИ, менеджер центра социальных и гуманитарных знаний, преподаватель истории западноевропейской и русской культуры

Дарья Мартынова
Дарья Мартынова

Изначально мне хотелось получить повышение квалификации и научиться работать на разных виртуальных платформах — ввиду сложившейся ситуации в мире и в среде образования. Но потом мы со всеми преподавателями истории собрались в команду и выбрали проектный трек. Для нас этот интенсив стал стартовой площадкой для того, чтобы заняться междисциплинарным проектом, который совмещает гуманитарные и технические дисциплины, биологию, физику и так далее.

Мы очень рады, что ITMO.EXPERT дал нам такую возможность, помог нам применить смешанные формы обучения. Конечно, стоит отметить лекции спикеров, благодаря ним мы овладели новыми навыками, узнали о различных образовательных платформах, узнали про геймификацию. Мы все — сотрудники центра социальных и гуманитарных знаний — были очень довольны и организацией, и структурой курса.

Элина Чернявская

преподаватель soft skills, институт международного развития и партнерства

Элина Чернявская
Элина Чернявская

Я давно интересуюсь смешанным образованием и современными технологиями в области образования, поэтому не могла упустить шанс узнать про актуальные инструменты и приемы. На интенсиве я получила очень много техник и лайфхаков, которые я в своей деятельности еще не применяла и которые стали для меня новыми и, безусловно, полезными. Это, например, цифровые доски, элементы геймификации, вовлекающие техники, новые форматы — не совсем привычные, но актуальные и необходимые, которые диктует нынешняя среда. Я думаю, что они только будут расти в своей актуальности, поэтому важно быть в курсе, уметь их применять.

Я участвовала в проекте по теме «Проблема мотивации и вовлечения студентов в онлайн-формат», в котором мы использовали инструменты вовлечения слушателей с помощью нестандартных способов ведения занятий онлайн. Мы попробовали провести занятие не просто как лекцию или презентацию, а используя формат интервью: включали слушателей в активную дискуссию, вместе с ними формировали конспект, чтобы у них появилось ощущение причастности. Это было очень интересно.

ITMO.EXPERT
ITMO.EXPERT

На самом деле лично для меня переход на удаленку не был большой сложностью, потому что кроме преподавательской я занимаюсь еще и экспертной деятельностью, которая предполагает постоянные выходы в онлайн: проведение прямых эфиров, выступления в качестве спикера, ведение своего онлайн-курса.

Конечно, такой формат требует гораздо больше энергии, больше сил на вовлечение и удержание внимания — приходится работать интенсивнее, больше вкладываться. Поэтому нужно развивать разные качества: харизму, актерское мастерство, владение голосом, умение создавать вовлекающие сценарии. Это уже технологии из медиасферы, применяемые в образовательной среде. Сейчас очень важно не просто быть носителем полезных знаний, а еще и уметь их транслировать

Асал Юлдашева

преподаватель английского языка в центре изучения иностранных языков

Асал Юлдашева
Асал Юлдашева

Я попала на интенсив случайно — узнала о нем из рассылки. Ознакомившись с материалами, я поняла, что это очень интересно и соответствует сегодняшнему дню.

Все было очень слаженно, интересно, интенсивно. А еще у нас сложилась очень хорошая команда — сразу видно, что все специалисты. Это были преподаватели с разных факультетов, со многими мы даже лично не были знакомы и не знали друг о друге.

Переход на удаленку был тяжелым только поначалу, первые недели. Самым трудным было именно всех собрать и организовать. Первое время еще приходилось бороться с прогульщиками — теми, кто просто подключался к онлайн-сессии и уходил по своим делам. Мы научились с этим справляться, и под конец года уже все — и студенты, и преподаватели — поняли, как взаимодействовать. Экзамены мы также принимали онлайн, с помощью гугл-форм и Zoom. С этим тоже были определенные трудности: у кого-то не работала камера, у кого-то плохой интернет, потом выяснялось, что человек вообще идет по улице во время экзамена. Так что свои нюансы были, приходилось переносить на другие дни, отправлять на пересдачи. Но я думаю, что постепенно все наладится и такие случаи станут исключением.

Главный лайфхак: студент должен понимать, зачем эта встреча, и что следуя всем инструкциям он сделает это за один раз — быстро и хорошо. Надо доносить до студентов всю информацию и полный инструктаж. Когда мы заранее высылаем им письмо, где четко прописаны правила, сроки и условия, то все проходит намного проще и легче.

Антон Старовойтов

доцент факультета фотоники и оптоинформатики, преподаватель дисциплин «Основы нанотехнологий», «Нелинейная оптика» и «Введение в профессиональную деятельность»

Антон Старовойтов
Антон Старовойтов

На интенсиве я выступал в качестве спикера — рассказывал про свой опыт реализации дисциплины по «Введению в профессиональную деятельность» для первокурсников бакалавриата с использованием коммуникационных площадок в ИСУ. Я осознанно выбрал именно ИСУ — вместо того, чтобы создавать группу Вконтакте или отдельный форум — именно потому, что там по умолчанию зарегистрированы все студенты и все сотрудники. И там есть система оповещений.

Я до сих пор пропагандирую именно этот формат, и в нашем подразделении мы активно используем ИСУ для информирования и сотрудников, и студентов — это очень удобно, потому что всех можно добавить в один форум.

Для меня этот интенсив был интересен тем, что я мог, с одной стороны, поделиться своим опытом, а с другой — узнать что-то новое, что я могу использовать и в своих методиках.

Лично у меня не возникло никаких трудностей с самоорганизацией на удаленке — в конце концов, это ведь плюс целых два часа к жизни, которые не надо тратить на поездку до работы. Однако у меня сложилось впечатление, что студентам немного сложнее организовать свою учебную деятельность. Но если четко ставить дедлайны, то все проходит гладко.

Мне достаточно легко дался переход на удаленку — в первую очередь, за это я должен поблагодарить Университет ИТМО, ведь благодаря ему мне удалось как раз накануне весеннего семестра съездить на стажировку в Бостон, где нам рассказывали, как реализовывать дисциплины на английском языке с использованием различных интерактивных методик. Так что у меня уже были наработки, которые я внедрил в начале семестра, еще до начала карантина.

Для всех же, кто испытывает проблемы с новым форматом работы, я рекомендую обратиться к ITMO.Distant — я сам регулярно пользуюсь этим сервисом, читаю советы и инструкции. Это на самом деле отправная точка для всех преподавателей, которые хотят перейти на дистанционку.