Новые треки и еще больше участников
В этом году к уже существующим трекам конкурса ITMO.EduLeaders «Преподаватели» и «Начинающие преподаватели» (для тех, у кого педагогический стаж не более трех лет) добавился «Командный трек», а также направление Prospective Leaders для преподавателей из других университетов.
«Новые треки — это по сути запрос самих преподавателей. Нам часто поступал вопрос, можно ли подаваться на конкурс командой, потому что один человек не всегда способен реализовать крупный образовательный проект. В этом году мы получили много заявок по треку “Командная работа”, и в результате шесть проектов из него вышло в финал. Еще мы совместили конкурс ITMO.EduLeaders с задачей привлечь в наш университет талантливых преподавателей. Так появился дополнительный трек для людей, работающих в других университетах. Здесь также было много заявок, считаем, что нам нужно продолжать идти в этом направлении», — рассказала начальник отдела образовательных технологий Екатерина Джавлах.
Также организаторы пересмотрели и укрупнили список номинаций, оставив следующие: «Онлайн-курсы», «Учебное видео», «Система оценивания», «Цифровая педагогика», «Педагогический менеджмент», «Игровое обучение и геймификация», «Активное обучение» и «Проектная работа». Причем три последних направления получили наибольшее количество заявок от преподавателей.
Всего на конкурс подали 62 заявки: 42 от сотрудников ИТМО и 20 — от участников из других университетов (МГУ, МГИМО МИД, ВолгГТУ, НИУ ТГУ, ТвГУ, БГУ и СПГХПА им. А.Л.Штиглица). В финале конкурса экспертное жюри, в которое входят руководители структурных подразделений, директора мегафакультетов, а также первый проректор ИТМО Дарья Козлова, оценили 12 проектов.
«Участники представили интересные кейсы, над которыми велась очень серьезная работа. Но главный момент в том, что это не просто какие-то теоретические модели или выдуманные идеи, а уже фактически отражение деятельности каждого участника. В моей субъективной системе координат я всегда делаю ставку на то, чтобы проект был предметным и пользователь видел пользу от этого продукта», — отметил директор мегафакультета наук о жизни Илья Куфтырев.
Какие проекты представили в финале
Команда Ольги Гофман и преподавателей института международного развития и партнерства разработала курс «Навыки обучения и работы с информацией». Его цель — рассказать студентам об основах самоорганизации и планирования учебы, правилах поиска и фактчекинга информации, а также техниках конспектирования и запоминания. В конце курса 92% студентов оценили теоретические материалы и практические занятия на «отлично» и «хорошо», 46% участников, прошедших курс, отметили, что им пригодятся полученные навыки.
Александра Маюрова и ее коллеги с факультета энергетики и экотехнологий столкнулись с тем, что студентам неинтересно и непросто изучать профильную дисциплину «Управление рисками». Поэтому они предложили разнообразить обучение за счет интерактивных практик: индивидуальных кейсов, практических заданий, связанных с жизненными и профессиональными ситуациями, и экскурсий на Балтийский завод.
Старший преподаватель факультета энергетики и экотехнологий Виолетта Савоскула поделилась результатами, как ей удалось улучшить обучение, предложив студентам изучить пять экологических тем в формате дебатов на дисциплине «Исследования альтернативных источников энергии».
Старший преподаватель факультета энергетики и экотехнологий Елена Быковская и ее коллеги создали команду из сотрудников ИТМО и приглашенных экспертов и разработали модульную дисциплину экспериментального характера «Зеленые технологии». В результате финалисты конкурса смогли не только рассказать студентам о предмете с разных точек зрения, но и распределить преподавательскую нагрузку между членами команды.
О том, как объединить студентов направлений STEM (наука, технологии, инжиниринг и математика — прим. ред.) и GLAM (галереи, библиотеки, архивы и музеи — прим. ред.) и вместе создавать новые продукты, задумалась команда Антонины Пучковской и преподавателей института международного развития и партнерства. В результате они предложили проект Digital Curatorship, на котором студенты успешно реализовали три кейса: проект «Маяковский Life» для центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского, медиаагрегатор, который поможет ориентироваться в новостях, и игру о русской культуре для ИРЛИ РАН (Пушкинский дом).
Доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Галина Жиркова и коллеги из Центра социальных и гуманитарных наук не первый год занимаются таким направлением, как техноистория. Ученые изучают, как естественное и гуманитарное знание влияют друг на друга и как научные открытия отражаются на истории. В этом году финалисты представили междисциплинарный проект «Техноистория в пространстве и времени», в результате которого студенты создали мудборды для выставки и участвовали в исследовательских лабораториях.
Команда преподавателя Центра изучения иностранных языков Александры Шпарберг предложила систему оценивания для курса повышения квалификации «Преподавание специальных дисциплин на английском языке». Участники не только получили индивидуальные рекомендации по работе, но и разработали пакет материалов (план занятия, демоурок и многое другое) для дальнейшего преподавания.
С 2016 года старший преподаватель экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Дарья Чашкина проводит большой межфакультетский курс по основам предпринимательства. Во время занятий студенты в командах могут попробовать себя в роли стартаперов, узнать об инновационной инфраструктуре, реализовать бизнес-проект и предложить его рынку.
А научиться делать красивые и цепляющие презентации теперь можно за несколько минут с помощью образовательных роликов в формате fast-education в TikTok ― этим занимается преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций Анастасия Булыгина. В коротких видео она рассказывает, как сделать презентацию лучше, где найти шаблоны или изображения и делится другими знаниями.
О методике оценивания комплексных навыков студентов в рамках дисциплины «Надежность технических систем» рассказала преподаватель факультета энергетики и экотехнологий и победительница конкурса прошлого года Екатерина Тюрикова. Ее решение поможет понять, насколько студенты компетентны и готовы работать с более сложными проектами.
Объяснять сложные математические темы и проверять знания студентов бакалавриата ассистенту факультета систем управления и робототехники Константина Правдину помогает образовательный канал «Плюс ЦЭ». В прошлом году его работу оценили на ежегодной конференции «Мы в будущем», и он стал лауреатом образовательной премии «Газпром нефти».
А преподавательница блока Soft Skills института международного развития и партнерства Юлия Романенко, победившая в прошлогоднем конкурсе с проектом «Курс Emotional intelligence», в этом году представила новую разработку. Это короткие видеолекции с практическими советами для курсов Soft Skills, которые сопровождаются тестами и дополнительными материалами.
Победителей конкурса объявят 20 мая на традиционной конференции ITMO.Open Education. На мероприятии состоится церемония награждения лучших преподавателей-лидеров и менторов, заслуживших признание коллег и показавших себя отличными специалистами, наставниками и инноваторами.