— Для начала расскажите, пожалуйста, как вы узнали об ИТМО и почему решили присоединиться к команде университета?
— Об ИТМО я узнал, пообщавшись с научным сотрудником института международного развития и партнерства Натальей Федоровой, которая ведет дисциплину «Креативные технологии». Мы обсуждали с ней возможные варианты коллаборации. Она предложила мне поучаствовать в программе ITMO.Fellowship и приехать в ИТМО, чтобы поделиться со студентами опытом и знаниями, которые я приобрел в Малайзии. Для меня это также стало возможностью научиться чему-то новому. Например, до того, как приехать в ИТМО, я часто встречал дисциплины с названиями вроде «Креативность» или «Креативность в искусстве». А в вашем университете есть дисциплина, которая сочетает в себе «креативность» и «технологии». Столкнулся с таким впервые и сразу подумал: «Вау, я могу столькому научиться и перенять что-то для своих дисциплин в малазийском университете».
— Расскажите подробнее, чем вы занимаетесь, над какими исследованиями работаете в последние годы?
— Сейчас я работаю доцентом в малазийском педагогический университете имени Султана Идриса — это единственное высшее образовательное учреждение в Малайзии, которое выпускает педагогов. Я работаю в университете уже более 20 лет на кафедре «Креативные мультимедиа» факультета «Искусство, вычислительная техника и креативная индустрия». Также в качестве заместителя декана отвечаю за исследования и инновации на своем факультете. В целом более десяти лет я изучал взаимосвязь этики и устойчивого развития со STEM (S ― science, T ― technology, E ― engineering и M ― mathematics). А четыре года назад сосредоточился на другом направлении, когда заметил, что мои студенты не принимают во внимание эти вопросы при генерации идей. Другими словами, они не учитывают, как креативный процесс и их решения повлияют на экономику, общество и окружающую среду.
— Вы провели в ИТМО месяц. Что вы успели сделать за это время?
— Специально для общеуниверситетской дисциплины «Креативные технологии» в ИТМО я создал новый модуль «Этика и устойчивое развитие в креативном процессе». Первые занятия для студентов магистратуры я провел в аудиториях университета в сентябре, а затем меня попросили продолжить читать модуль в октябре, ноябре и декабре, но уже онлайн.
В рамках модуля мы говорили со студентами об этике и устойчивом развитии в окружающей среде, экономике и обществе, потому что во время создания чего-либо эти аспекты отходят на второй план. Безопасен ли ваш продукт для общества? Полезен ли он для экономики? Этичен ли он или вы скопировали чужой дизайн продукта и выдали за свой? Подходит ли продукт для представителей другой культуры? Это важно, ведь у любой культуры есть свои традиции и особенности. Например, в России люди нормально отнесутся к черному цвету, но у китайцев он будет ассоциироваться с несчастьем. Будут ли вашей разработкой правильно пользоваться? Соответствует ли она законодательству конкретной страны? И наконец, как ваш продукт влияет на окружающую среду? Все эти вопросы мы обсуждали на занятиях и пытались ответить на них во время креативной разработки своих продуктов. Например, когда студенты придумали какую-либо идею, им нужно было оценить ее с точки зрения этики и устойчивого развития, проверить, не возникают ли затруднения с этими двумя аспектами. Затем они предложили пользователям испытать придуманное решение, собрали обратную связь и скорректировали его.
Прочитайте также:
— Также вы организовали для студентов воркшоп по дизайн-мышлению. Расскажите, как это помогает создавать креативные и полезные идеи?
— Дизайн-мышление ― это инструмент, который помогает находить креативные решения для сложных, комплексных проблем, применять его можно в разных сферах. Во время поиска подходящей идеи мы проходим пять этапов. Сначала проявляем эмпатию, чтобы почувствовать, с какой сложностью столкнулся человек, затем генерируем и выбираем нужные идеи, создаем прототип и, наконец, тестируем его, собирая обратную связь от пользователей. Например, многие дети противятся МРТ, потому что им страшно залезать внутрь аппарата. Чтобы решить эту проблему, руководство больницы обратилось напрямую к пациентам, чтобы узнать, что их беспокоит, придумало несколько идей, сделало прототипы и попросило обратную связь у пациентов. В итоге МРТ-системы украсили наклейками цветов, подводного мира и леса, и это настолько понравилось детям, что они не хотели вылезать из аппаратов.
На воркшопе я попросил студентов ИТМО разработать дизайн удобной сумочки или бумажника. Для этого им нужно было спросить своих друзей обо всех трудностях, с которыми они сталкиваются, и, пройдя пять этапов дизайн-мышления, предложить решение. Самым замечательным в этой истории была положительная обратная связь, которую я получил от студентов после воркшопа. Многие сказали мне, что будут использовать дизайн-мышление в своей работе и дальше.
— А как вы считаете, всем ли нужна креативность?
— Обычно, когда говорят о креативности, в первую очередь вспоминают о творческих людях, занимающихся искусством и музыкой. Но как насчет людей, разрабатывающих новые технологии, — например программистов и инженеров? Если совместить их деятельность с креативностью, это добавит их разработкам эстетическую ценность. Приведу такой пример. Возьмем серый пластиковый стаканчик для карандашей. Он кажется тусклым и некрасивым, мы бы вряд ли таким пользовались. Но если при проектировании этой вещи специалист проявил креативный подход, стаканчик получился бы более привлекательным для пользователей. В этом и заключается важность креативности. Будущим профессионалам уже недостаточно владеть только технологиями и упускать из виду креативность и наоборот. Нужно развиваться в разных направлениях.
— Можно ли как-то измерить креативное мышление и развить его?
— Понять, насколько человек креативно мыслит, можно с помощью тестов креативности Торренса. Представьте, что перед вами лежит лист бумаги, на котором нарисован круг. Вам нужно поставить точку в любом месте. Если вы сделали это внутри круга, вы пришли к наиболее частому ответу среди респондентов. Это значит, что, согласно этому тесту, вы недостаточно креативный. Люди с креативным мышлением рассматривали бы весь лист как место для точки и нарисовали ее вне круга.
Но развить креативное мышление можно. Во-первых, для этого нужно быть восприимчивым к новому опыту, думать в разных направлениях и иметь широкий кругозор. Во-вторых, есть много разных инструментов, которые могут улучшить вашу креативность. Среди них методика шести шляп — шести разных типов мышления, которые помогают посмотреть на проблему под новым углом. Еще полезна методика SCAMPER. В этой аббревиатуре каждая буква описывает, что можно сделать с проблемой, чтобы придумать для нее новое решение, — заместить, комбинировать, адаптировать и так далее. Также обратите внимание на диаграмму «рыбьей кости», если нужно проанализировать причинно-следственные связи между разными факторами и оценить, какие риски и последствия несет проблема. Но мой самый любимый инструмент — это дизайн-мышление. Оно помогает не только развивать навык креативности, но и придумывать действительно эффективные решения, полезные для пользователей, потому что вы учитываете их проблемы и потребности.
Наконец, вы можете посмотреть фильмы, особенно документальные, или почитать книги. Например, я прочел несколько вариантов биографии бывшего президента ЮАР Нельсона Манделы. Мнения разных писателей об этом политике отличается, и это дает мне возможность составить свое впечатление, кем был Нельсон Мандела на самом деле.