Зачем ИИ преподавателям
Как и в других сферах, ИИ в обучении позволяет оптимизировать и ускорить работу, а также повысить KPI преподавателя. Например, с помощью алгоритмов можно в более короткие сроки разрабатывать больший объем тематических заданий. Или потратить гораздо меньше времени на подготовку развернутых планов занятий.
В целом с помощью ИИ уже неплохо удается:
- ускорить работу над контентом, например, презентациями, графиками, схемами и так далее;
- избавить преподавателей от страха чистого листа;
- увеличить пул кейсов, упражнений, тестов и другого типа заданий для студентов и уменьшить время на их подготовку;
- оптимизировать работу по расшифровке аудио, например, лекций, вебинаров или даже голосовых сообщений от обучающихся;
- сократить время на предоставление обратной связи студентам.
Как использовать ИИ-инструменты
Все ИИ-инструменты имеют свои особенности и подходят для определенных задач. Поэтому чтобы эффективно работать с нейросетями, выберите сервисы, которые наиболее подходят для вашей предметной области, и научитесь писать качественный промт.
Промпт ― это задание для нейросети на естественном языке. Иными словами, подробное описание того «продукта», который вы хотите получить. Чем корректнее будет составлен промпт, тем более эффективным он будет, то есть тем полезнее получится тот ответ, который вы получите от нейросети. После небольшого редактирования этот результат можно поместить в контекст ― например, в презентацию или методичку.
Чтобы промт сработал, важно:
- подробно описать задачу;
- добавить тему или объект;
- указать целевую аудиторию;
- добавить как можно больше деталей. Например, если создаете картинку, напишите, в каком стиле и какого размера она должна быть;
- не использовать сокращения, просторечия или сленг;
- «говорить» с англоязычными нейросетями на английском языке;
- следить, чтобы детали запроса не противоречили друг другу.
Также не стоит зацикливаться на рекомендованных экспертами этой области «сценариях» работы с алгоритмами, а пробовать сотрудничать с ними по-своему, постоянно искать и тестировать новые, индивидуальные подходы. Например, экспериментировать с составлением промта и «коллекционировать» наиболее удачные из них.
Со временем у вас сформируется свой набор ИИ-инструментов и подходов к работе с ними. Зная о недостатках и достоинствах каждого, вы будете применять их для решения конкретных задач более осознанно и эффективно.
Для чего и какие инструменты использовать
Для создания тестов. Нейросети могут генерировать неограниченное количество тестовых заданий на заданную тему. Для этих целей подойдет, например, Google Gemini.
Для написания текстов заданий, кейсов, задач. Алгоритмы также прописывают подробные инструкции с условиями для любых вопросов. К примеру, можно попросить нейросеть написать условия задачи по физике для определения скорости движения тел в космосе. Или же экономический кейс на тему зависимости спроса и предложения. С этой задачей справляются практически любые чат-боты. Например, всем известные ChatGPT или Yandex GPT.
Для разработки игр. Чат-боты умеют прописывать задания, варианты ответов, условия игры, ответы жюри и так далее. После преподавателю необходимо отредактировать тексты и собрать все воедино. Для этой задачи также можно использовать ChatGPT или Yandex GPT.
Для подготовки презентации. Можно создать презентацию с нуля, попросить улучшить уже готовую или сверстать на основе плана занятия. Для этого подойдет алгоритм GAMMA App.
Для генерации визуального контента. Картинки, диаграммы, схемы ― перед нейросетью можно поставить много разных задач. Это поможет быстрее создавать контент и добиться визуального единообразия в учебных материалах. Подобных нейросетей сотни, но для российских пользователей одной из самых удобных остается Kandinsky. Он доступен на территории страны, бесплатен для всех пользователей и не предполагает ограничений по количеству картинок, которые можно создать за день.
Для перевода аудио в текст. Многим удобнее работать с текстовыми материалами. Однако чаще всего записи вебинаров, лекций и сообщения от студентов преподаватели получают в аудиоформате. Переложить задачу по их расшифровке можно на нейросеть. С этим отлично справится, например, JILL WHITE AI SUMMARY. К тому же алгоритм делает пересказ с выделением главных тезисов. К слову, с помощью чат-бота можно сгенерировать автоматические ответы для обучающихся, которые пишут в нерабочее время.
Для работы с текстом. Еще чат-боты могут помочь разнообразить привычные форматы занятий. Например, можно попросить студентов с их помощью написать эссе на английском языке, подготовить текст выступления или составить резюме. А после ― отредактировать полученный контент и довести его до «идеального» состояния. Для работы с текстами на английском удобно использовать чат Pi. Но важно помнить о рисках. Такая работа, если она не предполагает активный этап редактирования и детально проработанной инструкции взаимодействия с нейросетью, может превратиться в «контрольное списывание» подготовленного алгоритмом текста.
Для составления развернутого плана занятий. Эту проблему также способен решить ChatGPT. Ему лишь нужно «передать» всю необходимую информацию и точно прописать задание. А после получения ответа отредактировать его.
ИИ VS Академическая честность
Конечно, есть и обратная сторона. Одно дело ― использовать ИИ-сервисы, чтобы упростить работу или получить новые идеи, другое ― выдать контент, полностью написанный нейросетью, за свой. Риск, что студент просто бездумно скопирует результат нейросети, велик. Но запрещать из-за этого использовать ИИ-сервисы всё равно неправильно (и на самом деле даже бессмысленно: запрещая что-то, вы только подстегнете студентов действовать вам наперекор).
Чтобы минимизировать риски, разработайте свод правил применения нейросетей. И открыто представьте этот «манифест» студентам перед началом обучения. Еще важно после такой публичной презентации доработать список правил вместе со студентами и учесть их пожелания ― так вы повысите значимость «манифеста».
Такой свод правил должен:
- быть общим для всего учебного учреждения, чтобы студенты не запутались. Важно привлечь к его составлению коллег из всех подразделений, чтобы вы вместе смогли учесть специфику разных предметных областей. Пропишите все оговорки для каждого конкретного предмета;
- очерчивать, какие инструменты и как можно использовать. Важно упомянуть, как именно студент должен проинформировать преподавателя, что работал с ИИ;
- делать акцент на том, что ответственность за применение ИИ лежит на студенте, а не алгоритме;
- оговаривать, с помощью каких инструментов работы будут проверять на плагиат и к каким последствиям приведет нарушение правил.
Объясните, что ИИ ― это инструмент и помощник. Он не может заменить человека, а значит ему нельзя полностью делегировать задачи. Во время занятий попробуйте сместить акцент в обучении с результата на процесс, уделите время развитию навыков критического мышлении, проверьте, как мыслят студенты и какие вопросы они задают.
О том, как внедрить ИИ в работу на постоянной основе преподаватель института международного развития и партнерства ИТМО Елена Пономарева рассказала на лекции в рамках образовательного интенсива для преподавателей «Союз интеллектов в искусстве обучения». А преподаватели центра изучения иностранных языков ИТМО Артем Сигаев и Оксана Наконечная продемонстрировали на мастер-классе, как и какие конкретно ИИ-инструменты можно использовать на уроках.
Ежегодный образовательный интенсив проводит Департамент образовательной деятельности ИТМО. В этом году его участниками стали более 45 экспертов в области ИИ и образования из ИТМО и ряда других ведущих российских вузов, а также бигтеха и IT-индустрии. Среди них ― эксперт в области искусственного интеллекта и когнитивных технологий, профессор ИТМО Александр Бухановский, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского политехнического университета Андрей Филиппович, руководитель программы «Искусственный интеллект» ИТМО Дмитрий Ботов и руководитель группы разработки Яндекс Маркета Александр Хвастунов. С докладом «ИИ как рычаг развития ИТМО» также выступила первый проректор Дарья Козлова.