Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи работает круглый год и ежемесячно принимает до 600 одаренных детей из разных регионов России. Школьники старше 10 лет приезжают в центр на проектные смены, которые длятся 24 дня. В течение этого времени они не только обучаются по выбранному профилю, но и посещают творческие встречи с известными людьми, мастер-классы и экскурсии. Обучение в «Сириусе» ведется по четырем направлениям: наука, литературное творчество, искусство, спорт. В рамках каждого направления формируется несколько смен. Например, по направлению «Наука» сейчас проходят Естественно-научная и Химическая смены. Обучение и пребывание в «Сириусе» для детей бесплатное, но, чтобы туда попасть, нужно пройти конкурсный отбор.
Стажировка в пресс-службе «Сириуса»
Три магистрантки образовательной программы «Научная коммуникация» этим летом прошли стажировку в пресс-службе «Сириуса». Анастасия Сваровская, Яна Должанская и Тамара Беседина почти весь июль освещали деятельность участников образовательной программы «Большие вызовы». На эту смену собрались 400 юных исследователей, школьников старших классов, которые приехали в Сочи со своими проектами в 12 научных областях: агропромышленные, био- и нанотехнологии, беспилотный транспорт и логистические системы, бионические роботы и нейроинтерфейсы, большие данные, когнитивные исследования, микромир и микроскопия, новые материалы, освоение мирового океана, персонализированная медицина, современная энергетика, спутники и пилотируемая космонавтика. Все участники смены – это уже победители и призеры Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ, с достижениями в области физико-математических или естественных наук.
«Я давно хотела попасть в “Сириус”, чтобы понять, что же там происходит. Я читала разные отзывы о нем, в том числе и негативные. Но после того, как я там поработала, я поняла, что дети в “Сириусе” получают колоссальные возможности. Сами участники отмечают, что в своих родных городах они бы никогда не смогли поработать с таким современным оборудованием, с каким они работают в Сочи. Кроме того, работа в “Сириусе” ориентирована на практику, и дети могут осознать, действительно ли им нравится то, чем они занимаются. А так как в одном месте собираются начинающие ученые из разных сфер, то ребята могут ознакомиться с разными областями науки», – делится Яна Должанская.
В сочинском образовательном центре Яна и другие магистрантки Университета ИТМО много общалась с участниками смены «Большие вызовы», чтобы затем писать тексты об их проектах для сайта «Сириуса» и его страничек в социальных сетях. Начинающие научные коммуникаторы выезжали с детьми «в поля», чтобы ставить эксперименты, брали интервью у научных руководителей детей.
«Больше всего впечатлений у меня осталось от общения с детьми, от их энтузиазма. Самое главное, что они осознают, зачем находятся в “Сириусе”. Понимание, увлеченность, мотивация – это то, что характеризует участников смены “Большие вызовы”. И это здорово», – добавила Анастасия Сваровская.
Так, участники смены приехали в Сочи с проектами, посвященными переработке испорченных овощей и фруктов в биотопливо, созданию шампуня с наночастицами, разработке медицинского приспособления для точного определения концентрации вещества и со многими другими.
По словам Яны, студентки Университета ИТМО укрепили базу и принципы научной коммуникации в «Сириусе». Они смогли поработать с учеными из разных научных областей, а также объяснить будущим исследователям, что такое научная коммуникация и почему важно рассказывать обществу о научных открытиях и современных технологиях.
«Большинство ребят не слышали о термине “научная коммуникация”, но были очень открыты и с удовольствием рассказывали о своих проектах. Потом они и их научные руководители уже сами нас приглашали на какой-либо эксперимент, чтобы мы об этом написали. За день иногда приходилось общаться с исследователями в разных направлениях науки, я научилась быстро переключаться между темами, прокачала навыки в ежедневном общении с разными людьми», – сказала Анастасия Сваровская.
Магистрантка Тамара Беседина и вовсе провела для школьников мастер-класс по структуре научного пресс-релиза. В итоге она и ребята составили подробные планы текстов по трем проектам.
«Очень порадовало отношение ребят к делу. Видно, что они стараются и действительно “болеют” своими исследованиями. Девчонки-мальчишки наперебой рассказывали о том, что важно в их работе, какие проблемы они решают. Я вот не знала, что водоросли и нефть одинаково опасны для морских обитателей и судов. А еще о том, что пока очень трудно следить за разливом нефтепродуктов и еще труднее привлечь к ответственности судовладельцев, которые не моют корабли в порту. Более приземленные, но не менее важные работы касались и проектирования судов, и импортозамещения в рыбном корме. Однако ребята решают эти проблемы и, будем надеяться, решат», – прокомментировала она.
Экспертные выступления и мастер-классы на летней школе «Наноград»
Сотрудник Департамента проектной и инновационной деятельности Максим Иванов выступил в качестве лектора, а также ведущего мастер-классов на летней школе «Наноград». Школа состоялась в «Сириусе» в рамках одноименного Всероссийского детско-молодежного форума. Школа включала в себя мероприятия для повышения мотивации педагогов и учащихся участвовать в образовательных программах в области естественных наук и высоких технологий.
Максим работал в «Сириусе» с командами школьников, которые делают образовательные проекты типа «Урок под ключ»», «Интерактивный учебник» и другие. Также он провел занятия и воркшопы, связанные с интерактивными технологиями в образовании. Эта тема – не в новинку для Максима. Он разрабатывает обучающие игры для компаний и образовательных организаций, а также недавно провел курс по играм в образовании для молодых преподавателей teachingame.ru. Его рабочие задачи в Университете ИТМО связаны, в том числе, с развитием талантов. В «Сириус» Максим приехал, чтобы посмотреть, как подходят к обучению в самом «инновационном» детском летнем лагере.
«Параллельно с этим я рассказываю талантливым школьникам о возможностях их дальнейшего развития в Университете ИТМО, обсуждаю с ними образовательные инновации, интересуюсь, например, какие подходы они считают самыми действенными. Я получаю хорошую обратную связь от участников. Учусь у них. При этом для самих участников эта тема очень актуальна, но есть те, кто уже убедился, что образовательные инновации – это очень непросто», – отметил он.
На воркшопах Максим организовывал деловую игру, по итогам которой участники представляли модель «Школы настоящего», то есть той школы, в которой они сами хотели бы учиться сейчас. При этом все, что они описывали, должно было быть основано на технологиях. Вечером школьники участвовали в интеллектуальных играх, в ходе которых они пытались сочетать развлечение и обучение. Например, собирали катапульту или соревновались в marshmallow challenge – это соревнование, в котором игроки должны быстрее других построить самую высокую башню из сухих спагетти и маршмеллоу. Таким образом, школьники веселились и развивали у себя конструкторские способности.
Научить школьников олимпиадной информатике
В июне в «Сириусе» также состоялась образовательная смена «Олимпиадное программирование», куратором которой выступил известный во всем мире тренер чемпионов мира по программированию, один из лучших профессионалов в своем деле по версии ACM Андрей Станкевич, доцент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО. В этом году команда вуза под руководством Андрея Станкевич в седьмой раз стала чемпионом международных соревнований по программированию ACM ICPC.
На смену приехали одаренные в области информатики школьники для того, чтобы подготовиться к участию в олимпиадах всероссийского и международного уровней. Программа включала в себя лекции и практические занятия с решением задач в области программирования, а также семинары. Участвовать в смене могли призеры и победители всероссийской олимпиады школьников по информатике за последний год.
«Смена "Олимпиадная информатика" была первой подобной в Сириусе. В смене участвовали школьники 7-10 классов, получившие диплом победителя или призера на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по информатике. Дети собрались очень сильные, так что иногда даже сложно было подобрать задачи, которые были бы достаточно сложными для них. Для разнообразия, мы решили проводить не только занятия в классической форме “лекция плюс решение задач”, но и что-то более интересное. Например, в один из дней ребята играли в командный "морской бой", в котором для того, чтобы сделать выстрел, нужно было решить задачу», – сказал один из преподавателей смены, тьютор кафедры компьютерных технологий Павел Маврин.