Вы окончили факультет информационных технологий и программирования, где обучались на направлении «Бизнес-информатика». Почему после школы вы выбрали эту специальность?

Как только у меня появился первый компьютер, а тогда мне было 12 лет, я сразу начал что-то разрабатывать, мне было интересно все, что связано с ПК, интернет-технологиями. Кроме того, параллельно меня отправляли на различные олимпиады по экономике. Несмотря на то, что в школе у нас не было такого предмета, так получилось, что я начал одерживать победы. Получается, самостоятельно раскрыл в себе эти навыки. А уже где-то в конце десятого класса, когда я стал определяться, куда поступать, решил выбрать направление «Бизнес-информатика» в Университете ИТМО. Меня привлекло то, что это направление объединяет как технологическую, так и экономическую составляющую.

Ваше образование было в большей степени базовым, фундаментальным или практико-ориентированным?

В университете мне прежде всего дали хорошую базу. Это очень важно. Теоретическая подготовка необходима для того, чтобы двигаться дальше, ведь дом не может быть построен без фундамента. Когда я поступил, на первом курсе думал, что нас сразу начнут учить бизнесу. Понятное дело, с самого начала никто так делать не будет. Практический опыт я нарабатывал сам.

Однажды утром в университете я увидел объявление о программе «Бизнес для меня» от партнеров Университета ИТМО. На эту программу приходят предприниматели и рассказывают о себе, дают полезные кейсы. Я пришел туда и по вечерам после занятий стал ходить на их лекции. Ключевой момент этой программы состоял в том, что в итоге необходимо было презентовать перед инвесторами собственный проект. К тому времени я уже давно зарабатывал в интернете самостоятельно, поэтому решил презентовать проект, идея которого у меня уже была. Всем понравилось, поэтому подумал, что надо реализовывать. Это было в начале первого курса, буквально на второй месяц обучения.

Что за проект вы предложили?

Тогда я предложил партнерскую сеть Adward.ru, которую позже развил и продал за очень хорошие деньги. Этот проект у меня не получалось запустить примерно восемь месяцев, но уже во время обучения я это сделал. Параллельно обучению в университете я проводил конференцию CPA Life, это самая крупная конференция по интернет-рекламе и партнерскому маркетингу в России. Мы начали ее организовывать на втором курсе. А буквально недавно я тоже продал права на нее, и сейчас конференцию организуют другие люди. Также во время обучения в Университете ИТМО я раскрутил одну из самых крупных сеток пабликов во «Вконтакте», Instagram, Facebook и «Одноклассниках». Это крупное SMM-агентство, которое я также в итоге удачно продал. В итоге в 19 лет у меня получилось заработать первый миллион рублей, а в 20 – миллион долларов.

Как вы используете сейчас знания, полученные в вузе?

Я благодарен Университету ИТМО, потому что, во-первых, в вузе мне дали хорошую теоретическую подготовку, во-вторых, я нашел очень хороших друзей и бизнес-партнера в параллельной группе, вместе с которым мы запустили совместный проект. И в-третьих, я не могу сказать, что я хороший программист, – в этой области во время обучения я не особо выделялся, но я понял основу, получил необходимую программистскую базу, которая сейчас мне очень помогает с точки зрения управления рабочими процессами.

Например, когда у меня не было технического директора, процессами, связанными с разработкой, руководил я сам. Обладая технической базой, я могу оценивать время, которое требуется на ту или иную задачу, какие средства для этого необходимы. Например, когда программист говорит мне, что эту задачу необходимо делать две недели, я могу оценить, так ли это в действительности.

И наконец, когда я придумываю идею, даже если это достаточно сложный в техническом плане продукт, мне прежде всего самому необходимо продумать, как это работает, чтобы на понятном языке, еще даже до формирования ТЗ, объяснить программисту, что я хочу. Я считаю, что это очень важно.

За время обучения и после окончания вуза вам удалось реализовать целый ряд проектов. Как приходили идеи?

Часто новые идеи приходят случайно. Я много работаю, и в этой суете бывает непросто придумывать креативные решения сложных вопросов и новые идеи. Но при этом я много путешествую, побывал в 41 стране, из них 22 – в этом году. Часто выступаю за границей, езжу на конференции, смотрю на явления, которые актуальны за рубежом.

Казалось бы, очень плотный график работы, но во время путешествий мозг отдыхает, и параллельно решаются какие-то вопросы. И бывает, сидишь и думаешь: «А почему я раньше не догадался о решении этого вопроса? Почему я никогда не задумывался, что есть какой-то новый рынок, который пользуется спросом, но там просто пока вообще нет игроков?» В рабочей суете, конечно, сложно придумать что-то глобальное. Поэтому, когда я понимаю, что зашел в тупик, выезжаю за границу или за город, чтобы хорошо подумать.

У многих предпринимателей есть свои подходы к планированию рабочего времени: кто-то работает по 18 часов в сутки, кто-то, напротив, выделяет время на семью, отключая телефон. Как вы планируете время?

Сейчас мне 24, где-то до 23 я всегда был поглощен работой полностью, работал буквально 24 на 7. Сейчас я понимаю, что, как бы это смешно ни звучало, с возрастом нужно и отдыхать побольше, и больше времени уделять личной жизни. Нужно находить баланс. Поэтому я стал очень плотно работать над своей эффективностью, понял, что то, что можно сделать за 18 часов, можно сделать за 14, что за 14 – за 10. В этом сильно помогает саморазвитие: я много читаю, посещаю тренинги практиков-профессионалов. У меня достаточно сильный и обширный круг общения, который включает в том числе долларовых миллиардеров. На таких встречах, в общении я учусь на их опыте, узнаю, как они подходят к решению вопросов, к личной эффективности, к менеджменту.   

Сейчас один из главных ваших проектов – компания Listing.Help. Вы позиционируете ее как крупнейшего помощника по листингу на криптовалютном рынке (листинг криптовалюты – это процедура по добавлению монеты/токена для участия в торгах на определенной криптовалютной бирже). Расскажите подробнее, как устроена работа компании и с чего все началось?

Компанию Listing.Help я основал полтора года назад. Дело в том, что у нас и раньше был ряд проектов на криптовалютном рынке, к тому моменту я уже был знаком с владельцами крупных бирж. В какой-то момент ко мне стали обращаться проекты, которые спрашивали: а как им попасть на биржу? Допустим, проект объявил ICO, собрал деньги и теперь хочет выйти на биржу, чтобы их токен торговался. Или проект придумал коин, монету, чтобы майнить, и ему тоже надо выйти на биржу. А я, в свою очередь, знаю владельцев бирж, контакты я наработал в процессе многих выступлений, рабочих поездок. Поэтому возникла идея организовать систему, которая будет помогать проектам по выходу на биржи. Я предложил услуги нескольким проектам, которые ко мне обратились, и они согласились. С этого началась вся работа. Впоследствии мы стали работать более чем с 70 биржами и добавили уже более 400 проектов. Сейчас мы крупнейшая компания на рынке в этой сфере.

Почему эта услуга востребована?

Сейчас существует очень много проблем. Например, компания провела ICO, выпустила новый токен, но биржа не берет проект на листинг, а если даже очередь подтверждается, процесс может длиться 2-3 месяца, а стоимость просто космическая. Тогда проект приходит к нам, потому что у нас цены в три-четыре раза дешевле. Мы заводим компании на биржи без очереди, кроме того, проект получает маркетинговое сопровождение и ряд дополнительных бонусов. Это довольно интересная услуга, идея о которой мне случайно пришла в голову.

Безусловно, сейчас у нас на этом рынке есть конкуренты, но за счет того, что у нас есть личные контакты, мы имеем преимущество. Кроме того, я часто бываю в Сингапуре, на Мальте, в Гонконге, где выступаю на мероприятиях сообщества, наша компания представлена на всех крупнейших выставках, поэтому сейчас мы себя зарекомендовали на этом рынке. Сегодня работаем почти со всеми сильными биржами в мире.

Какими вы видите перспективы работы на криптовалютных рынках, с которыми сейчас все не так однозначно?

Как бы кто ни говорил, что ICO умерло и все очень плохо, сильные проекты продолжают расти и собирать. Это происходит в основном не в России, а в Азиатском регионе, в таких странах, как Южная Корея, Япония, Гонконг, Сингапур. Там действительно очень много сильных проектов. Конечно, они могут пойти на биржу сами, напрямую и заплатить миллион долларов за листинг, но могут прийти к нам и заплатить в три раза меньше. Мы предлагаем достаточно хорошие условия и скидки, которые не дадут напрямую.

Из того, что я сейчас вижу: в ближайшие 2-5 лет многие крупные компании будут токенизироваться. Дело в том, что сейчас есть сложности с выходом на IPO с акциями. У крупных компаний (не таких гигантов, как Apple или Microsoft, но, тем не менее, у огромного количества компаний) всегда могут возникнуть сложности с IPO: это очень много бумаг, проблем и рисков. Ведь почему «Вконтакте» в свое время не вышел на IPO? Потому что он побоялся повторить судьбу Facebook, который вышел на IPO и его акции сразу сильно упали. С этой точки зрения токенизация и привлечение новых средств таким образом становится более перспективным. Я прогнозирую, что такую альтернативу оценят многие крупные компании, и всем из них будет нужен листинг на криптобирже.

Если говорить о прогнозах, я считаю, что в 2019-2020 все пойдет обратно в рост, и биткоин и криптовалюты будут бить новые рекорды. Сейчас, казалось бы, ситуация плачевна, но надо понимать, что рынок криптовалют – это игра очень больших дядь, которую никто не регулирует. Если у игрока есть определенный денежный объем, можно творить что хочешь: можешь поднять курс, можешь обрушить его. Но сейчас на рынок заходят очень крупные банки, очень сильные форекс-игроки, а когда так происходит – это не просто так.

Почему еще так все плохо? Многие государства очень сильно пытаются зарегулировать эту сферу. Поэтому, во-первых, надо решить вопрос с регулированием. Ведь есть даже крупные фонды, у которых, предположим, есть десятки, сотни миллиардов долларов в активах, чтобы инвестировать, но они не могут вложиться в биткоин, потому что они работают по-белому и у них нет таких инструментов. Сейчас все ждут принятия ETF-сертификата от SEC (Комиссии по ценным бумагам). Когда будет понятно, что вкладываться в биткоин институционалам будет разрешено, тогда пойдет первый сигнал для роста.

Во-вторых, ключевая проблема в том, что многие думают: вот я вложился, ничего не делаю и зарабатываю. Люди не понимают технологию, как это работает. Поэтому необходимо преодолеть это недопонимание.

В-третьих, должны появиться сильные проекты, которые действительно помогают в работе. Например, технологичные продукты или проекты, которые предоставят новые возможности использовать криптовалюты как средство платежа. Когда будут появляться продукты, пользующиеся спросом на рынке, тогда произойдет новый толчок для этой сферы, ее роста и развития.                                               

Вы регулярно организуете крупные конференции с участниками рынка. Например, в прошлом году прошла конференция Blockchain Life, где честно говорили о блокчейне — не только о его перспективах, но и текущих проблемах. Блокчейн, безусловно, остается многообещающей технологией, хотя шумиха вокруг него немного утихла за последнее время. Какой прогноз могли бы дать лично вы: за какими трендами следите сами? Ждать ли прорывных проектов в этой сфере в ближайшем будущем?

Безусловно, ждать. Уже есть очень много компаний, которые начали внедрять блокчейн. Например, с точки зрения логистики это абсолютная wow-технология: доставка грузов на блокчейн, где никто не может ничего подделать, что позволяет обеспечить полную открытость для клиентов.

Какие направления будут развиваться и почему, на мой взгляд, необходимо присматриваться к блокчейн-технологиям? Здесь можно провести аналогию с «золотой лихорадкой»: с одной стороны, можно копать золото, и тут могут заработать единицы. Если у вас есть действительно сильный продукт и действительно хорошая технологическая составляющая, очень сильный маркетинг и команда, можно хорошо реализоваться на рынке. Второй вариант, используя ту же аналогию, – продавать лопаты. На этом рынке очень много сервисов, которые не требуют очень больших вложений. Если это действительно актуальный продукт, используя такой путь, можно занять хорошую нишу и тоже хорошо зарабатывать. Многим начинающим блокчейн-специалистам, если у них пока нет сильной базы, я предложил бы искать на этом рынке проекты, которые связаны с «продажей лопат».

Что касается образования, как пишут СМИ, в вузах России и за границей уже стали появляться специализации, которые позволяют работать с блокчейном. Безусловно, все равно там дается очень много базовой информации, которая построена на других специальностях, связанных с программированием. Поэтому начать работать с этой технологией довольно просто. Если мы говорим о программисте, базу, которая пригодится в работе, и так дают во многих технических вузах. Хорошему программисту подстроиться под блокчейн не так сложно. Это как водить Mercedes, а потом пересесть на BMW. Если мы говорим об аналитике, здесь все то же самое. Это тот же рынок, у которого есть своя специфика, к которой можно быстро приспособиться на практике.