Будущее и настоящее высшей школы
Площадкой мероприятия на этот раз выступил бывший цех Центрального конструкторского бюро машиностроения, а ныне Экспоцентр DAA Design District. Здесь собрались главные эксперты рынка образования ― причем не только от университетов и школ: своим опытом поделились также представители бизнеса, основатели и команды крупных EdTech-проектов.
Конференцию открыла панельная дискуссия, в которой приняли участие ректор МГПУ Игорь Реморенко, сооснователь компании Kinescope Александр Павлычев, директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов, старший вице-президент по развитию Сколтеха Александр Сафонов и декан факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО Александр Капитонов. Модератором выступила звезда MTV, теле- и радиоведущая Тутта Ларсен. В ходе разговора эксперты сошлись во мнении, что нельзя предугадать на сто процентов, какие знания будут востребованы через десять лет, но, если человек получил хорошее фундаментальное образование, он с гораздо большей вероятностью будет востребован на рынке труда.
«Как невозможно предсказать курсы акций, так и невозможно предсказать, кто будет востребован на рынке труда в будущем. Но первая вещь, на которую стоит обратить внимание, ― база, мощная фундаментальная подготовка. В IT это знание алгоритмов, сильная математическая подготовка и умение программировать. Всё остальное меняется очень быстро. Но скил, который нужно в себе растить в течение всей жизни, ― это навык учиться новому и не терять интерес ко всему, что происходит», ― уверен Александр Крайнов.
А самим университетам, чтобы лучше чувствовать запросы рынка труда и готовить кадры, которые действительно будут нужны бизнесу, стоит быть в плотном контакте с компаниями.
«Нам нужно больше синергии, мы должны теснее взаимодействовать и погружать студентов 1–2-х курсов в атмосферу технологических компаний. Мне кажется, пока между вузами и бизнесом нет тесной интеграции, особенно если речь идет не о гигантах вроде "Яндекса", а о стартапах и компаниях поменьше. Между тем у небольших компаний свои челленджи, у них меньше возможностей интегрироваться с университетами, и мне кажется, здесь последним нужно проявлять больше инициативы», ― считает Александр Павлычев.
Еще один важный вопрос ― как мотивировать специалистов, которые окончили вузы в России, оставаться в стране и строить карьеру здесь? По словам Александра Сафонова, сейчас в Сколтехе 78% выпускников из набора остаются в России, и единственная возможность сохранить кадры и в будущем ― давать специалистам возможность строить здесь свой проект. С этим согласен и Александр Крайнов — особенно, по его мнению, это актуально для сферы IT:
«Наши специалисты супервостребованы за рубежом. И есть единственное преимущество, которое может позволить сохранить их здесь: у нас очень много историй быстрого роста, когда человек становится руководителем, "владельцем" процессов. Иными словами, придя в компанию стажером, он может за несколько лет получить большое влияние. Если ты попробуешь сделать то же самое в крупной зарубежной компании, это вряд ли получится: там огромная конкуренция, а вероятность роста очень низкая. При этом я говорю не только про рост в позиции, доходе, но и в профессиональном развитии».
Альтернативное образование
Важным блоком обсуждения на ITMO Open Education стало развитие альтернативного образования: чем хороши онлайн-школы и почему они так быстро развиваются, могут ли они составить конкуренцию вузам, и если нет, то как успешно сосуществовать в едином образовательном поле совершенно разным форматам? Эти вопросы задала модератор беседы, преподаватель блока Soft skills в ИТМО Юлия Романенко. А экспертами дискуссии выступили директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев, основатель коммерческого проекта «Лекториум» Яков Сомов, программный продюсер и ведущая событий в Образовательном бюро «Розетка» Юлия Криничная и директор по развитию образования SkillFactory (VK) Егор Сорокин. Дистанционно поддерживала беседу Ася Фурсова, декан School of Education, Universal University.
По словам Егора Сорокина, сегодня для студента как никогда важен сервис: поддержка, сопровождение, академический состав. В его компании подход к проектированию включает в себя полноценное создание нового продукта. Это мнение поддержали и другие эксперты: они отметили, что в своих проектах тоже создают комьюнити — помимо знаний уделяют внимание тому, как адаптироваться к изменениям в мире, добавляют психологические практики.
Могут ли успешно встроиться в новые запросы классические университеты? Эксперты сошлись во мнении, что онлайн-школы гораздо успешнее научились реагировать на меняющиеся условия на рынке. EdTech-игроки быстро адаптируются под запросы студентов, они более мобильны и способны оперативно внедрять новые сервисы. Но у вузов есть другие конкурентные преимущества, которые у них никто не отнимет. Во-первых, это та самая фундаментальная подготовка, база, на которую человек впоследствии будет надстраивать новые знания, а во-вторых, неповторимая среда, комьюнити и связи, которые останутся с ним на всю жизнь.
Поэтому на уровне бакалавриата высшая школа не конкурирует с альтернативными форматами, но на уровне магистратур соперничество растет, уверен Евгений Тереньтев. По его словам, это хороший шанс для университетов ― брать лучшее от альтернативных форматов, развиваться и продумывать коллаборации с онлайн-школами. В свою очередь, EdTech-компании могут быть полезны классическому образованию их сервисами, а также опытом успешной организации бизнес-процессов.
Диджитализация образования: как сделать обучение удобным
Последние несколько лет в привычную жизнь активно внедряются digital-технологии. Не обошли эти процессы и сферу образования. Про то, как происходит диджитализация обучения, на ITMO Open Education рассказал сооснователь компании Kinescope Александр Павлычев, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц, ex-Content Director Skyeng, ex-CBDO Skypro, консультант по образовательной аналитике и образовательному продукту, автор канала «Образование, которое мы заслужили» Михаил Свердлов и руководитель методического отдела XReady Lab Леонид Змиевский.
Модератором беседы стала Марина Казанцева, управляющий партнер агентства K&D Training. Она поинтересовалась у гостей, как они интегрировали digital-инструменты в образовательную структуру и на что ориентировались в этом процессе. О том, как в МФТИ строят цифровой сервис для студентов и преподавателей, рассказала Дарья Гриц. По ее словам, в институте еще до пандемии стали активно развивать автономную систему управления образованием. При ее создании команда отталкивалась прежде всего от нужд студентов и преподавателей, проектируя и внедряя сервисы по фреймворку Jobs to Be Done. Например, студенту нужно контролировать дедлайны сдачи работ, управлять рассылками, которые он получает от университета, ему нужно пообщаться на форуме по теме курса, забронировать аудиторию-коворкинг. Всё это возможно сделать в том числе с помощью мобильного приложения.
«Мы создали продукт, который, с одной стороны, кастомизируется и развивается, а с другой ― он интегрирован в общую систему управления данными Института на базе 1С, ― рассказывает Дарья. ― Цифровая система Физтеха быстро разворачивается и обрастает тем, что необходимо в текущий момент. Так она обросла собственной системой прокторинга, своим видеохостингом и видеоплеером с возможностью создавать интерактивные видео. Главное, что мы поняли в процессе создания такой системы, — это то, насколько важно, чтобы у образования, в том числе у диджитального, было человеческое лицо».
А Леонид Змиевский вместе с командой Сколтеха и ВШЭ построил виртуальную лабораторию, где можно проводить эксперименты в VR. Например, компактировать хромосомы, разрушать ядерную оболочку, перемещать одну центросому на противоположный полюс. При разработке проекта команда определила ключевые проблемы, которые ограничивают развитие образовательных продуктов в digital: мало полезного контента, отсутствие IT-специалистов, плохой Wi-Fi. Они учли это и сделали понятное управление ― платформа транслируется сразу с нескольких устройств, процесс постоянно контролируется, и собирается статистика.
Smart Talk: Антон Комолов и Дарья Козлова с Максимом Спиридоновым и Максимом Пратусевичем ― о самом важном в формате подкаста
Ближе к вечеру гости мероприятия стали свидетелями записи подкаста в прямом эфире. Экспертами выступили директор легендарного физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич и серийный технологический предприниматель, основатель «Нетологии» и других проектов, инвестор Максим Спиридонов. А свои вопросы спикерам задавали первый проректор, руководитель Программы развития ИТМО Дарья Козлова и популярный теле- и радиоведущий Антон Комолов.
В ходе беседы эксперты обсудили, как замотивировать школьников учиться, если знания и так доступны в интернете, чему стоит обучать современных студентов, а также подискутировали, насколько нынешняя система образования отвечает запросам времени. Максим Пратусевич продолжил мысль, что именно наличие фундаментальной подготовки определяет конкурентное преимущество человека на протяжении всей жизни, поэтому задача школы и вуза ― дать ему это базу:
«Фундаментальные вещи образуют фундаментальные открытия. Я уверен, что классическое фундаментальное образование никуда не денется, и тот подход, который, например, мы используем в своей школе, ― это наше конкурентное преимущество. Но при этом [говоря о трендах, о будущем образования я согласен, что педагогика будет всё больше сливаться с цифровыми инструментами. Перспективное направление, на мой взгляд, Big Data, анализ данных. Развитие этих сфер может привести к революции в методике образования, к доказательной педагогике».
Согласился с этим и Максим Спиридонов. По его словам, фундаментальная подготовка дает системность, это основа, на которой строятся все остальные знания. При этом своим детям он в любом случае объясняет информацию с точки зрения прикладных решений. «Не надо использовать знания просто как флешку, они должны быть правильным образом упакованы в прикладные вещи», ― уверен предприниматель.
Nominees' Pitches: успеть за 3 минуты
В рамках премии Edu Awards прошли Nominees' Pitches: на главную сцену по очереди вышли 15 номинантов, чтобы рассказать о своем опыте и образовательных проектах, уложившись в три минуты. Гости ITMO Open Education в зрительном зале смогли повлиять на оценку питча и проголосовать, подарив 10 баллов выступающему.
Спикеры постарались вдохновить аудиторию не только своей деятельностью в университете, но и личной историей, связанной с ИТМО. Победил в питчах доцент факультета систем управления и робототехники Антон Бойцев. Он рассказал, как быть, если ситуация идет совершенно не по плану: Антон поделился опытом онлайн-преподавания, с чем он столкнулся и к чему не был готов, но вместе со студентами сумел преодолеть. Выступления всех участников можно посмотреть на YouTube.
Лучшие преподаватели
В завершение вечера на Yellow Stage назвали лучших преподавателей Университета ИТМО ― обладателей премии Edu Awards в этом году. Премию за лучший образовательный проект (трек ITMO.EduLeaders) вручили Юлии Романенко, Константину Правдину, а также преподавателям в составе пяти команд ― под руководством Антонины Пучковской, Александры Шпарберг, Ольги Гофман, Александры Маюровой и Елены Быковской (кратко об их проектах можно почитать здесь).
В треке ITMO.EduStars победу одержали 30 преподавателей, также жюри конкурса отметило работу трех менторов: Сабины Фахртдиновой, Алены Ермоченко и Владислава Комисарова.
Параллельно с основной программой конференции в отдельных залах проходили другие дискуссии для профессионалов сферы образования. А еще участники конференции смогли попробовать себя в новых форматах. Например, преподаватель ИТМО и студент ИТМО — Елена Быковская и Валерия Пономарева — провели дебаты в формате батла на тему выборности. Веские аргументы, дерзкие панчи и два совершенно противоположных мнения столкнулись в настоящем рэп-батле. Как это было, можно посмотреть в трансляции конференции. Там же можно подробнее ознакомиться с докладами экспертов и самыми последними трендами в образовании.