Еще только выбирая вуз мечты, абитуриенты часто представляют, какой будет их будущая студенческая жизнь. Одни мечтают найти первую любовь и новых друзей, а другие — совершить научное открытие, которое перевернет мир. Предвкушение начала студенческой жизни похоже на своеобразный трейлер к предстоящей большой премьере — учебе. Каждый абитуриент с нетерпением ожидает ее и по-своему представляет, какими сюжетными поворотами она удивит.
Даже поступая на конкретные образовательные программы, в ИТМО абитуриенты сами выбирают, чем хотят заниматься, какую образовательную траекторию построить и какие hard и soft skills прокачать. Обучение в ИТМО — неклассическая история, которую трудно ограничить условными рамками «технарь» или «гуманитарий». В ИТМО каждый сам режиссирует и играет главную роль в собственном фильме. Именно эту идею хотела передать команда Первого неклассического, представившая поступление как трейлер фильма. А короткий метр оказался наиболее понятным и узнаваемым форматом, чтобы передать эту мысль.
«Трейлер — это возможность рассказать историю, оставляя при этом множество недосказанных моментов. Смотря трейлер, зритель представляет себе целый фильм и в итоге видит нечто большее, чем просто ролик. Поступление в университет, как трейлер, — важная история для каждого. Она несет в себе множество сюжетных поворотов, новых героев и важные решения, ошибиться в которых не страшно», — рассказал директор Центра имиджевых проектов ИТМО Александр Гостев.
Как проходили съемки
По сюжету трейлера отличник Артемий, всю жизнь мечтавший поступить в гуманитарный вуз, из-за «квантового сбоя» при подаче документов оказывается в техническом университете. Теперь юноше предстоит пройти «испытания настоящего технаря», найти свой путь, новых друзей и настоящую любовь.
Подготовка к съемкам ролика заняла чуть больше месяца. Команда университета самостоятельно подбирала специалистов для создания ролика — режиссера, оператора, художника-постановщика, звукорежиссера, художника по костюмам, кастинг-директора и многих других. Как рассказал менеджер центра имиджевых проектов ИТМО Данил Крутских, когда люди узнавали о деталях проекта, то вдохновлялись и хотели присоединиться к съемкам. Так на площадку попал Арсений Кан — оператор, который снял короткометражку «Майор Гром» и несколько клипов для группы «Ленинград». Дополнительно команду съемки привлекала идея снять трейлер в стиле американского режиссера Уэса Андерсона, известного по фильмам «Отель "Гранд Будапешт"» и «Город астероидов».
«В стиле Уэса Андерсона максимально узнаваемые решения, игра с цветом и композицией. Это тот случай, когда он действительно быстро считывается. Кроме того, его стиль идеально подходит для формата нашей истории с множеством героев, духом романтики и студенчества», — объяснил Александр Гостев.
Чтобы воссоздать стиль Уэса Андерсона, нужно было найти подходящие локации и реквизит. Команда проекта вместе с режиссером и арт-директором ходили по главному корпусу университета на Кронверкском проспекте и отмечали места для съемок. Благодаря ярким цветам и симметрии многие аудитории и пространства ИТМО оказались идеальными локациями. Тем интереснее было наблюдать за реакцией части команды, которая впервые оказалась в интерьерах университета: «Таким может быть вуз? Это идеальная локация!».
На два выходных дня пространства ИТМО превратились в съемочный павильон. Студенты и преподаватели удивлялись, как за такое короткое время посреди университета выросла небольшая квартирка. Она расположилась в нескольких переговорных комнатах в ректорском холле, и это стало самым необычным решением, по словам съемочной команды. За несколько часов театральные декораторы сделали комнату и кухню, наполнили деталями — окно, шторы, картины на стенах, обои, кухонная полка с вазой и кофемолкой. Все выдержано в нужной палитре и симметрии.
Многие сцены были сняты в большой потоковой аудитории на четвертом этаже главного корпуса. Там поставили занавес и сделали сцену для выступления роботов-музыкантов из лаборатории молодежной робототехники ИТМО — Роберта Роботецкого с концертино и робота с балалайкой.
«Мы с самого начала хотели вплести их в сюжет ролика. Эти роботы-музыканты идеально вписываются в стилистику Уэса Андерсона, выглядят очень самобытно. Во время съемок это была отдельная феерия: роботы играют на балалайке и гармошке, режиссер дает указания актеру — такая творческая какофония», — отметил Данил Крутских.
Также на время конференц-зал в коворкинге для студентов стал химической лабораторией. Для этого привезли химическое оборудование — пробирки, колбы и воронки, а с помощью акварели сделали «реактивы».
В съемках трейлера приняли участие настоящие актеры театра и реальные студенты ИТМО. Один из них студент второго курса факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Максим Канатаев. Он сыграл роль одного из одногруппников Артемия.
«Про съемки я узнал совершенно случайно — в одной из бесед в "ВКонтакте" искали людей, которые хотят поучаствовать в съемках для университета. Без долгих раздумий я согласился, тем более я пошел вместе со своим другом Яном Горянским. Нам обоим было очень интересно поучаствовать в съемках такого уровня, получить опыт и пообщаться с участниками и организаторами мероприятия. Могу сказать точно, что наши ожидания оправдались», — рассказал Матвей Канатаев.
А правдоподобно сыграть гуманитария, отважившегося пройти «испытания настоящего технаря», мог только юноша такого же возраста, которому знакомы переживания абитуриентов. На эту роль идеально подошел молодой актер Глеб Каллистов, которого съемочная команда выбрала вместе с кастинг-директором из множества других претендентов. Глеб Каллистов снимается в кино самого детства, а сейчас играет в театре имени Андрея Миронова и участвует в кинопроектах. Например, он сыграл в комедии «Молодой человек», в которой также снимались Данила Козловский и Павел Табаков.
Как отметила съемочная команда, Глеб со 100% точностью попал в образ, смог ухватить настроение трейлера и справиться со всеми «испытаниями настоящего технаря». Хотя без сложностей не обошлось — актеру было немного необычно сниматься в экзоскелете, как будто он железный человек. Тем не менее сцену удалось снять всего за пару дублей.
Не обошлось в трейлере и без других пасхалок, которые могли заметить самые внимательные зрители, знакомые с ИТМО. Например, всю музыку специально для этого ролика написал композитор. Но четвертой, самой динамичной музыкальной теме, которая стала апогеем истории, не хватало динамики развития. По словам Данилы Крутских, сначала команда перебирала разные варианты, пока композитор не предложил добавить вокал с зашифрованным в нем названием университета. Строчка «Ай Ти Эм О» вписалась в мелодию так тонко и органично, что если не знать об этом секрете, то можно и не заметить этого. Так и появилась нужная динамика развития у музыкальной темы.
Также в трейлере было еще несколько отсылок к ИТМО. Одна из них — фон за титром «Технический вуз». Это своеобразная вариация от нейросети о том, как она видит главный корпус университета. Еще одна пасхалка — активный экзоскелет, с помощью которого можно без труда поднять до 80 килограммов. Его разработал студент четвертого курса факультета систем управления и робототехники ИТМО Алексей Ледюков.
Прочитайте также:
Мечтай и делай вместе с нами: в ИТМО открылся офис приемной комиссии
Поступи как герой кино: в ИТМО для абитуриентов сняли трейлер фильма в стиле Уэса Андерсона
Кино VS Реальная жизнь
А были ли другие фантастические случаи поступления в ИТМО в реальной жизни? Конечно! Например, в 2017 году Илья Глебов из небольшого города в Мурманской области стал первым студентом, который поступил в Первый неклассический по конкурсу уникальных достижений абитуриентов ITMO.STARS. Илья нашел критическую уязвимость, позволяющую взламывать большинство аккаунтов во «ВКонтакте», заработал на поиске багов $3000 и получил приглашение обучаться в ИТМО на факультете безопасности информационных технологий за счет средств университета. В этом году Илья выпускается из магистратуры факультета безопасности информационных технологий ИТМО, и за время студенчества успел выиграть несколько крупных киберсоревнований по CTF и поработать в Яндексе.
Следить за ходом приемной кампании можно на официальном сайте, а также в социальных сетях: группы для бакалавриата — в VK и Telegram, группы для магистратуры — VK и Telegram.